Организация осуществляет торговую деятельность. В связи с вступлением в силу закона о бухгалтерском учете организации больше не обязаны применять унифицированные формы первичных учетных документов. Можно ли продолжать применять унифицированную форму N ТОРГ-12 для оформления операций по реализации и закупке товаров и будет ли она подтверждать расходы для целей исчисления налога на прибыль? Как быть, если у одного из поставщиков разработана своя форма товарной накладной, отличная от формы N ТОРГ-12?

Ответ: Если руководитель организации утвердит форму N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) в качестве накладной на отпуск товаров, применяемой в организации, то такая форма подлежит применению и, соответственно, будет являться первичным учетным документом, подтверждающим факт хозяйственной жизни. Для налогового учета такой документ для целей исчисления налога на прибыль будет подтверждать расходы организации. В случае если поставщик применяет иную форму накладной, то организация-покупатель может согласовать применение в договоре такой формы с поставщиком, которая предоставляет возможность сторонам договора определять любые условия по их усмотрению, если они не противоречат законам или иным правовым актам.

Обоснование: В силу абз. 4 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно ст. 32 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) он вступает в силу с 1 января 2013 г. При этом в соответствии со ст. 31 Закона N 402-ФЗ утрачивает силу Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В ч. 2 этой статьи перечислены обязательные реквизиты первичного учетного документа. Любой первичный документ организации должен содержать весь перечень обязательных реквизитов.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом запрета на использование существующих унифицированных форм нет. Таким образом, если руководитель организации утвердит форму N ТОРГ-12 в качестве накладной на отпуск товаров, применяемой в организации, то такая форма подлежит применению и, соответственно, будет являться первичным учетным документом, подтверждающим факт хозяйственной жизни. Для налогового учета такой документ, в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, будет подтверждать расходы.

В случае если поставщик применяет иную форму накладной, то организация-покупатель может согласовать применение такой формы в договоре с поставщиком в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, которая предоставляет возможность сторонам договора определять любые условия по их усмотрению, если они не противоречат законам или иным правовым актам. В этом случае, по нашему мнению, учетная политика организации должна содержать положение о том, что такие согласованные сторонами документы признаются первичными документами организации.

О. А.Коренева

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

14.01.2013