Гражданский кодекс Российской Федерации и нормы международного частного права в отношении банковской гарантии

(Шакиров Р. Р.)

("Юрист", 2007, N 1)

Текст документа

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

В ОТНОШЕНИИ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ

Р. Р. ШАКИРОВ

Шакиров Р. Р., аспирант Негосударственного образовательного учреждения "Самарская гуманитарная академия".

В апреле 1992 г. Международная торговая палата издала Унифицированные правила для платежных гарантий (публикация Международной торговой палаты N 458), которые отражают международную практику и в то же время сохраняют цель первоначальных Унифицированных правил МТП 1978 г. (публикация МТП N 325) - уравновешивать интересы различных сторон и не допускать злоупотреблений при требовании платежей по гарантиям.

Эти правила предполагается применять во всем мире при использовании платежных гарантий, то есть гарантий, обязательств (bonds) и других платежных обязательств, по которым обязательство гаранта или эмитента произвести платеж вытекает из представления письменного требования и любых других документов, указанных в гарантии, и не ставится в зависимость от фактического невыполнения принципалом своих обязательств по основной сделке, публикация N 458 не применяется к поручительствам или условным обязательствам или гарантиям либо другим дополнительным обязательствам, по которым гарант обязан произвести платеж лишь в том случае, когда принципал реально нарушил свои обязательства.

На основании публикации N 458 были разработаны нормы Гражданского кодекса РФ, посвященные банковской гарантии. Положения и принципы, содержащиеся в публикации N 458, по отношению к ГК РФ можно разделить на три группы: 1) воспринятые в полном объеме; 2) воспринятые в неполном объеме; 3) не воспринятые вообще.

В группу не воспринятых вообще входят такие важные положения, как расшифровка выражения "в письменном виде" и "письменно". В соответствии с Правилами эти выражения означают аутентифицированные телетрансмиссионные сообщения или эквивалентные им проверенные электронные сообщения. Статьи 368 и 374 ГК РФ используют прилагательное "письменный" по отношению к обязательству гаранта и требованию бенефициара, но понятие письменной формы по отношению к одностороннему обязательству или требованию в Кодексе отсутствует. Поэтому, чтобы определить, является ли банковская гарантия, полученная принципалом по системе S. W.I. F.T. и не содержащая "живой" подписи гаранта, письменным обязательством гаранта, необходимо применить аналогию закона, в частности ст. 434 ГК РФ "Форма договора", в соответствии с которой договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. То есть если S. W.I. F.T. позволяет достоверно установить, что документ исходит от гаранта, документ является письменным обязательством гаранта - банковской гарантией. Также не воспринятыми являются положения ст. 8 Правил, по которой в гарантии может содержаться специальное положение об уменьшении суммы гарантии; положение ст. 26 Правил о продлении срока действия гарантии в качестве альтернативы требованию о платеже и положение о том, что в гарантию могут быть внесены изменения посредством составления отдельного документа.

Самыми яркими примерами из группы воспринятых в неполном объеме являются: круг лиц, имеющих право выдавать гарантии, ст. 3 Правил о содержании гарантии и ст. 19 Правил о порядке предъявления требования. Публикация N 458 в числе лиц, имеющих право выдавать гарантии, называет банки, страховые компании и другие учреждения. Гражданский кодекс ограничивает круг лиц, которые могут быть гарантами, банками, кредитными организациями и страховыми компаниями. Это частично позволяет оправдать присутствие в ГК РФ названия "банковская гарантия". В ст. 3 Правил указаны обязательные позиции, которые должны содержаться в гарантии. Изучив статьи ГК РФ, можно выявить условия, которые должны быть указаны в банковской гарантии, но было бы удобнее, если бы все они содержались в одной статье в форме, которая не позволяла бы гадать, обязательно это условие для банковской гарантии или его можно пропустить без ущерба для обязательства. Например, на вопрос, надо ли указывать в тексте банковской гарантии наименование принципала и основную сделку, на которую требуется банковская гарантия, однозначного ответа в ГК нет.

В соответствии со ст. 19 Правил требование и документы должны быть представлены гаранту до истечения срока действия гарантии в месте ее выдачи. То есть до истечения срока действия гарантии гарант должен получить требование и документы. По российскому законодательству требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (п. 2 ст. 374 ГК). Следовательно, необходимо снова прибегнуть к аналогии закона и применить ст. 224 ГК РФ "Передача вещи".

Группу воспринятых в полном объеме составляют принцип отсутствия определений терминов "гарант", "принципал" и "бенефициар", а также разделы Правил "Определения и общие положения"; "Обязательства и ответственность"; "Требования"; "Положения об истечении срока действия гарантии" (за некоторыми исключениями). Таким образом, ст. 368 и ст. 370 - 378 с той или иной степенью в точности и аккуратности восприняли Правила для платежных гарантий. Только положения ст. 369 ГК РФ о том, что банковская гарантия обеспечивает надлежащие исполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром (основного обязательства) и что за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение, а также содержащиеся в ст. 379 ГК "Регрессивные требования гаранта к принципалу" не имеют аналога в публикации N 458.

Следовательно, российским гарантам не приходиться сильно переучиваться, выдавая платежные гарантии для обеспечения международных торговых контрактов. И так как положения Правил разработаны более детально, чем статьи ГК РФ, то, хотя в Правилах и предусмотрено, что регулирующим гарантию правом может выступать право страны местонахождения гаранта, целесообразнее указывать в гарантии, что она подчинена Унифицированным правилам Международной торговой палаты (публикация N 458), а вот споры между гарантом и бенефициаром по поводу гарантии разумнее разрешать в компетентном судебном органе страны местонахождения гаранта.

Название документа