Орган государственной власти субъекта РФ (администрация субъекта РФ) создал подразделение (отдел), в задачи и функции которого входит координация деятельности СМИ, находящихся на территории субъекта РФ. Указанное подразделение в целях выполнения задач и функций, связанных с координацией деятельности СМИ, предъявило указанным СМИ (путем рассылки писем за подписью должностного лица администрации - начальника подразделения) требование о предварительном согласовании публикуемой ими информации о деятельности администрации субъекта РФ с данным отделом по связям с общественностью. Правомерны ли подобные действия? Если нет, какие последствия они могут повлечь для лиц, их совершивших?

Ответ: В рассматриваемом случае указанный отдел администрации субъекта РФ, по нашему мнению, может быть признан органом, в задачи либо функции которого входит осуществление цензуры массовой информации, что выражается в предъявлении СМИ требований со стороны должностных лиц о предварительном согласовании сообщений и материалов. Подобный орган подлежит ликвидации и прекращению финансирования. На основании ст. 13.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятисот до одной тысячи рублей. В соответствии с ч. 2 ст. 144 Уголовного кодекса РФ воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации с использованием своего служебного положения влечет уголовную ответственность.

Обоснование: Частью 5 ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В силу ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Согласно ст. 3 Закона о СМИ цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается.

В соответствии со ст. 56 Закона о СМИ государственные органы, должностные лица несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

На основании ст. 58 Закона о СМИ ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

осуществления цензуры;

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции,

- влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в рассматриваемом случае указанный отдел администрации субъекта РФ, по нашему мнению, может быть признан органом, в задачи либо функции которого входит осуществление цензуры массовой информации, что выражается в предъявлении СМИ требований со стороны должностных лиц о предварительном согласовании сообщений и материалов. Подобный орган подлежит ликвидации и прекращению финансирования.

Согласно ст. 13.16 КоАП РФ воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятисот до одной тысячи рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 144 УК РФ воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации с использованием своего служебного положения влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

10.01.2013