Муниципальный служащий - заместитель главы местной администрации поселения является членом конкурсной комиссии по размещению заказа на право заключения контракта на приобретение справочной базы по адресам и номерам телефонов физических и юридических лиц, расположенных в субъекте РФ, в котором находится поселение. При этом организацией, осуществившей разработку такой базы, обладающей исключительными правами на нее и единственной подавшей заявку на участие в конкурсе, руководит сестра муниципального служащего. Правомерно ли нахождение в этом случае муниципального служащего в составе конкурсной комиссии? Признается ли подобная ситуация конфликтом интересов? Может ли муниципальный служащий быть уволен в случае, если представитель нанимателя обнаружит сокрытие факта родства с руководителем организации - единственного участника конкурса в рассматриваемом случае?

Ответ: В рассматриваемом случае муниципальный служащий обязан уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. После выявления факта близкого родства и, как следствие, личной заинтересованности муниципальный служащий должен быть незамедлительно исключен из состава конкурсной комиссии и заменен иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно ч. 2 указанной статьи под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В перечень, предусмотренный п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ, кроме прочих, включены и сестры, признающиеся лицами, состоящими с муниципальным служащим в состоянии близкого родства.

На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа).

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа, а также которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере размещения заказов должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 11, 12 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся. Контракт заключается с участником размещения заказа, подавшим указанную заявку.

Из п. 2.5 Обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, направленных Письмом Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 (далее - Обзор), следует, что конфликтом интересов может признаваться ситуация, при которой государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

При этом необходимо учитывать, что согласно п. 2 ст. 5 Закона N 25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

Следовательно, указанный Обзор распространяется и на муниципальных служащих.

Как следует из п. 2.5 Обзора, мерами предотвращения и урегулирования конфликта интересов в этом случае является уведомление о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе. Представителю нанимателя рекомендуется вывести служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у него есть личная заинтересованность.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Таким образом, в рассматриваемом случае муниципальный служащий обязан уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. На основании ч. 4 ст. 7 Закона N 94-ФЗ муниципальный служащий должен быть незамедлительно исключен из состава конкурсной комиссии и заменен иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа.

На основании ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ, ч. 5.1 ст. 11 Закона N 273-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

09.01.2013