Организация зарегистрирована в Ленинградской области. Там же зарегистрированы принадлежащие ей автотранспортные средства. Основной объем перевозок осуществляется организацией по территории г. Санкт-Петербурга

Можно ли для включения в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль использовать повышающие значения, предусмотренные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" для города с населением свыше 3 млн человек (до 25%), учитывая, что автотранспорт зарегистрирован и принадлежит организации, находящейся в Ленинградской области?

Ответ: Если автомобили организации следуют по маршруту, который пролегает по г. Санкт-Петербургу, то использование повышающих норм, предусмотренных Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации), является правомерным и соответствующие затраты на ГСМ можно включить в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Обоснование: Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями.

Налоговый кодекс РФ не содержит условия о нормировании расходов на содержание транспортного средства (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако официальная позиция Минфина России заключается в том, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации (см. Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 03.09.2010 N 03-03-06/2/157).

Более того, для автотранспортных организаций действует Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, которая утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153 и применяется при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований гл. 25 НК РФ (п. 2 Инструкции). Пунктом 40 разд. III Инструкции установлено, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению.

Таким образом, повышенные нормы (для работы автотранспорта в городах с населением свыше 3 млн человек - до 25%) предусмотрены для автомобилей, которые эксплуатируются в соответствующих условиях (особенности места эксплуатации), и не зависят от места регистрации автотранспортного средства.

Подтверждением работы автомобиля в соответствующих условиях будет служить оборотная сторона путевого листа легкового автомобиля, которая содержит раздел, отражающий информацию о маршруте следования автомобиля. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Данный вывод содержится в официальных разъяснениях (Письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129), а также подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 по делу N А27-10606/2011).

Следовательно, если автомобили следуют по маршруту, который пролегает по г. Санкт-Петербургу, то использование повышающих норм, предусмотренных Методическими рекомендациями, является правомерным и соответствующие затраты на ГСМ можно включить в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

О. А.Коренева

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

28.12.2012