О порядке распределения размера имущественного налогового вычета по НДФЛ между совладельцами при приобретении имущества в общую собственность; об отнесении в целях НДФЛ акта приема-передачи денежных средств к документам, фактически подтверждающим расходы по приобретению продаваемого имущества

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 декабря 2012 г. N 03-04-05/7-1447

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел жалобу и сообщает.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 руб., в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

В соответствии с абз. 25 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, в случае приобретения имущества в общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением.

Таким образом, законодатель определил, что вне зависимости от количества собственников приобретаемого имущества и вида приобретаемого ими права на него (общая долевая или общая совместная собственность) общая величина получаемого собственниками имущественного налогового вычета не может превышать установленного в данном подпункте размера.

При этом повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета согласно абз. 27 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса не допускается.

По вопросу отнесения акта приема-передачи денежных средств к документам, фактически подтверждающим расходы налогоплательщика по приобретению продаваемого имущества, сообщено, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

К таким документально подтвержденным расходам можно отнести расходы, связанные с приобретением продаваемого имущества. При этом необходимо иметь документы, фактически подтверждающие данные расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы).

Следует также учесть, что в соответствии с положениями ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств подтверждается распиской в получении исполнения обязательства полностью или в соответствующей части.

Таким образом, по мнению Департамента, акт приема-передачи денежных средств можно отнести к документам, фактически подтверждающим расходы налогоплательщика по приобретению продаваемого имущества.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам только по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Вопрос отнесения акта приема-передачи денежных средств к документам, фактически подтверждающим расходы налогоплательщика по приобретению продаваемого имущества, не относится к вышеуказанным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а находится в сфере регулирования гражданско-правовых отношений.

Вопросы принятия тех или иных документов для целей налогообложения относятся к компетенции налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на доходы физических лиц и в том числе рассмотрение документов на предоставление имущественного налогового вычета.

Кроме того, сообщаем, что в соответствии с п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что в Департаменте приняты меры по соблюдению сроков подготовки разъяснений на обращения налогоплательщиков по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и подготовке более качественных разъяснений. Лицам, допустившим такие нарушения, указано на их недопустимость в дальнейшем.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

27.12.2012