В соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором
Положением об оплате труда и премировании работников, действующим в организации, предусмотрено, что по решению (усмотрению) работодателя на основании приказа (распоряжения) работникам может производиться доплата к пособию по временной нетрудоспособности и пособию по беременности и родам до суммы оклада. При этом ни трудовыми договорами работников, ни коллективным договором вышеуказанные доплаты не предусмотрены.
В целях гл. 25 НК РФ основанием для начисления указанных выплат является больничный лист, оформленный в соответствии с требованиями Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Вправе ли организация учесть указанные выплаты в расходах на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ, если такие выплаты производятся исключительно на основании приказа (распоряжения) руководителя организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/723
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу налогообложения доплат к пособию по временной нетрудоспособности сообщает следующее.
Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с положениями ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Норма п. 25 ст. 255 Кодекса позволяет также учитывать для целей налогообложения прибыли и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Таким образом, налогоплательщик вправе учитывать суммы доплат работникам до среднего заработка за период их временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в случае, если такие выплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
27.12.2012