Организация, воспользовавшись правом тарифной преференции, была освобождена от уплаты таможенных пошлин на ввезенные в РФ товары. После выпуска на территорию РФ данных товаров уполномоченный орган произвел проверку обоснованности предоставления организации тарифных преференций. В ходе этой проверки таможенный орган выявил факт, в соответствии с которым в сертификате происхождения формы А название компетентного органа по выдаче таких сертификатов не совпадало с названием органа, заверившего данный документ

Применительно к указанной ситуации является ли сертификат происхождения формы А надлежащим документом для применения режима тарифной преференции?

Ответ: В случае если при проверке таможенным органом обоснованности предоставления организации тарифных преференций было установлено, что в сертификате происхождения товара формы А название компетентного органа по выдаче таких сертификатов не совпадает с названием органа, заверившего данный документ, данный сертификат будет признаваться надлежащим документом для применения режима тарифной преференции после получения по запросу таможенного органа удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, о действительности данного сертификата.

Обоснование: В п. 1 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

В соответствии с п. 1 ст. 62 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утверждены Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.

Согласно разд. VII "Документальное свидетельство" Приложения к Соглашению о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенному в г. Москве 12.12.2008 (далее - Правила), установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме А (Приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме А.

На основании разд. VIII "Административное сотрудничество" Правил Комиссия Таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Сертификат может быть признан недействительным, в случаях если не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами. Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

По обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2012 N А78-60/2012, на территорию РФ ввезены определенные товары без уплаты таможенных пошлин с учетом применения режима тарифных преференций. После проведения проверки по обоснованности предоставления организации тарифных преференций на ввезенный в РФ товар уполномоченный орган обнаружил факт, в соответствии с которым достоверность сертификата является сомнительной, поскольку название компетентного органа по выдаче таких сертификатов не совпадало с названием органа, заверившего данный документ. Во исполнение таможенного законодательства уполномоченный орган направил соответствующий запрос в страну происхождения ввезенного в РФ товара, на основании которого была получена информация о некомпетентности названного в сертификате органа по выдаче таких сертификатов. Кроме того, суд установил факт, что в Комиссию Таможенного союза не поступили сведения, содержащие адрес и оттиск печати выдавшего сертификат органа. В связи с этими обстоятельствами уполномоченный орган по средствам принятия соответствующего решения обязал уплатить доначисленные в определенном размере таможенные пошлины по выпущенному товару.

Таким образом, позиция суда сводится к тому, что несовпадение названия компетентного органа по выдаче сертификатов с названием органа, заверившего сертификат, является достаточным основанием для проверки достоверности сведений, указанных в таком документе, посредством направления запроса в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара.

К. А.Терехова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.12.2012