Организация, воспользовавшись правом тарифной преференции, была освобождена от уплаты таможенных пошлин на ввезенные в РФ товары. После выпуска данного товара уполномоченный орган провел проверку документов, представленных при совершении соответствующих таможенных операций. По результатам проведенной проверки уполномоченный орган принял решение об отмене режима тарифных преференций в отношении выпущенного товара, поскольку, по мнению таможенного органа, содержащиеся в сертификате происхождения формы А сведения являются недостоверными. В связи с этим организация обязана уплатить доначисленные в определенном размере таможенные пошлины по выпущенному товару

Правомерно ли, в соответствии с действующим законодательством, вынесенное таможенным органом решение?

Ответ: В соответствии с нормами права и сложившейся судебной практикой вынесенное таможенным органом решение об отмене режима тарифных преференций в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в сертификате происхождения формы А, в отношении выпущенного товара является неправомерным, поскольку в случае возможной недостоверности сведений, указанных в сертификате происхождения формы А, таможенный орган обязан направить запрос в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара и только по результатам направленного запроса приходить к определенным выводам. Применительно к рассматриваемой ситуации уполномоченным органом такой порядок не соблюден.

Обоснование: В п. 1 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 62 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утверждены Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.

В соответствии с разд. VII Приложения к Соглашению о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенному в г. Москве 12.12.2008 (далее - Правила), в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме А (Приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме А.

Согласно разд. VIII Правил Комиссия Таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Сертификат может быть признан недействительным, в случаях если не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами. Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

По обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2012 N Ф03-4717/2012, на территорию РФ ввезены определенные товары без уплаты таможенных пошлин с учетом применения режима тарифных преференций. После проведения соответствующей проверки уполномоченный орган обнаружил, что организация при ввозе на территорию РФ данного товара нарушила положения действующего законодательства: в сертификате происхождения формы А подпись уполномоченного лица экспортера выполнена в виде факсимиле, что свидетельствует о недостоверности сведений в вышеуказанном сертификате. В связи с этим уполномоченный орган вынес решение об отмене в порядке ведомственного контроля решения о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в виде тарифных преференций на выпущенный товар и о доначислении таможенных платежей. Руководствуясь положениями действующего законодательства, ФАС Дальневосточного округа отменил решения уполномоченного органа, посчитав, что нарушение правил оформления сертификатов является основанием для направления соответствующего сертификата на проверку в ФТС России для последующего формирования и направления международного запроса в страну происхождения товара, кроме того, проверка правильности оформления сертификата должна осуществляться при выпуске товаров, с тем чтобы у декларанта была возможность восстановить в течение года с момента регистрации таможенной декларации преференциальный режим.

Данная позиция косвенно подтверждается в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.06.2012 N Ф03-2201/2012. При этом суд, комментируя нормы права, отмечает, что недостоверность сведений, указанных в сертификате происхождения формы А, признается только после полученной информации по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара.

Таким образом, нормы действующего законодательства, судебная практика обязывают таможенный орган основывать свое решение о недостоверности сведений, указанных в сертификате происхождения формы А, на основании запрашиваемой у компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара информации.

К. А.Терехова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.12.2012