В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ доходы граждан учитываются персонифицированно по каждому налогоплательщику

Удержание исчисленного НДФЛ производится налоговыми агентами аналогичным образом из доходов каждого конкретного налогоплательщика, получившего доход.

Учитывая указанный порядок расчета НДФЛ, подлежащего удержанию с гражданина, льготы, установленные ст. 217 НК РФ, применяются также в отношении каждого из налогоплательщиков.

В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

Данным пунктом НК РФ не предусмотрено, что общий размер льготы распределяется между родителями либо опекунами, усыновителями.

По мнению ОАО, льгота по НДФЛ в размере 50 тыс. руб. должна применяться налоговым агентом в отношении каждого из родителей (опекунов, усыновителей), получивших материальную помощь от работодателя.

В случае если общий размер вышеуказанной льготы по НДФЛ подлежит распределению между родителями (опекунами, усыновителями), оба родителя (опекуна, усыновителя) работают в одной организации и каждый из них получил материальную помощь в размере 50 тыс. руб., с выплаты в пользу какого из указанных налогоплательщиков необходимо удерживать НДФЛ?

Обязано ли ОАО удерживать НДФЛ с материальной помощи, выплачиваемой работнику организации, если данный работник отказался представлять какие-либо документы, подтверждающие получение либо неполучение вторым супругом (опекуном, усыновителем) материальной помощи, и у ОАО отсутствует возможность самостоятельно получить данную информацию, поскольку супруг (опекун, усыновитель) не является работником ОАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2012 г. N 03-04-06/6-367

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи, оказываемой работодателем работникам при рождении ребенка, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Статьей 217 Кодекса определены виды доходов, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с абз. 7 п. 8 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Следовательно, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям исходя из расчета общей суммы 50 000 руб.

Если оба родителя работают в одной организации и каждый из них получил материальную помощь в связи с рождением ребенка, освобождение от налогообложения указанной материальной помощи может осуществляться организацией на основании соответствующего заявления, подписанного обоими родителями.

При получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания налога на доходы физических лиц возлагается Кодексом на указанную организацию, являющуюся налоговым агентом.

Если сотрудник организации не предоставляет сведения о получении указанной материальной помощи другим родителем - работником иной организации, организация может самостоятельно запросить в этой организации необходимые сведения о получении им материальной помощи и ее налогообложении.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

26.12.2012