Вправе ли конкурсный кредитор оспорить утверждение арбитражным судом нового конкурсного управляющего, в случае если предыдущий конкурсный управляющий отстранен судом от исполнения своих обязанностей и собрание кредиторов в течение десяти дней после отстранения первого управляющего не представило в суд решение о выборе иного управляющего?

Ответ: Конкурсному кредитору законодательством не предусмотрено право оспорить утверждение арбитражным судом нового конкурсного управляющего, в случае если предыдущий конкурсный управляющий отстранен судом от исполнения своих обязанностей и собранием кредиторов в течение десяти дней после отстранения судом первого управляющего не представлено в суд решение о выборе иного управляющего.

Обоснование: В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с п. 5 указанной статьи в период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 20 Закона N 127-ФЗ условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Статья 20.2 Закона N 127-ФЗ предъявляет требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве.

Статьей 20.3 Закона N 127-ФЗ установлены права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Согласно п. 1 ст. 127 Закона N 127-ФЗ при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона N 127-ФЗ, о чем выносит определение.

Статья 45 Закона N 127-ФЗ устанавливает порядок утверждения арбитражного управляющего.

Пунктом 6 указанной статьи установлено, что, в случае если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном ст. 45 Закона N 127-ФЗ, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Согласно п. 1 ст. 145 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего:

- на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;

- в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов;

- в случае выявления обстоятельств, препятствующих утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.

Одновременно с отстранением конкурсного управляющего суд утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, установленном п. 1 ст. 127 Закона N 127-ФЗ.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к направляемому в суд заявлению (ходатайству) об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего заявителем должны быть приложены доказательства направления копий этого заявления саморегулируемой организации и представителю собрания кредиторов. В данном случае собрание кредиторов вправе принять решение о выборе арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации как до судебного заседания по вопросу об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего, так и после принятия судебного акта об этом. Проведение такого собрания кредиторов освобожденным (отстраненным) арбитражным управляющим, а в соответствующих случаях самими кредиторами не является основанием для признания принятого решения недействительным.

Из анализа указанных норм можно сделать следующий вывод. Конкурсному кредитору законодательством не предусмотрено право оспорить утверждение арбитражным судом нового конкурсного управляющего в случае, если предыдущий конкурсный управляющий отстранен судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего и собранием кредиторов в течение десяти дней после отстранения судом конкурсного управляющего не представлено в арбитражный суд решение о выборе иного арбитражного управляющего. Представляется, что иной подход привел бы к затягиванию процедуры конкурсного производства.

Данный вывод подтверждается судебной практикой.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.11.2012 N А41-15460/06 рассмотрел жалобу налогового органа, связанную с утверждением нового конкурсного управляющего после освобождения от обязанностей предыдущего конкурсного управляющего (по заявлению предыдущего конкурсного управляющего). По обстоятельствам дела, собрание кредиторов не принимало решения о выборе кандидатуры конкурсного управляющего. Саморегулируемой организацией представлена кандидатура нового конкурсного управляющего. Суд установил соответствие представленной кандидатуры конкурсного управляющего требованиям Закона N 127-ФЗ и утвердил его конкурсным управляющим.

Суд отказал налоговому органу в удовлетворении его заявления об отмене утверждения конкурсным управляющим кандидатуры, представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на том основании, что кандидатура нового конкурсного управляющего соответствует всем предъявляемым к конкурсному управляющему требованиям.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 05.09.2011 N А68-3055/07-262/Б-05 пришел к аналогичному выводу по схожей ситуации (Определением ВАС РФ от 11.01.2012 N ВАС-17162/11 отказано в передаче дела N А68-262/Б-05 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления).

Таким образом, законодатель и правоприменитель сходятся во мнении, что главное при утверждении нового конкурсного управляющего - соответствие личности кандидата всем требованиям, предъявляемым к конкурсному управляющему Законом N 127-ФЗ, а также направленность на соблюдение прав и интересов должника и кредиторов.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

24.12.2012