В отношении организации (ЗАО) арбитражным судом принято решение об открытии конкурсного производства

Арбитражный суд утвердил конкурсного управляющего для проведения конкурсного производства.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий привлек оценщика для проведения оценки имущества должника.

Конкурсный управляющий провел инвентаризацию имущества должника и передал оценщику документы, необходимые, по мнению конкурсного управляющего, для проведения оценки. Оценщик произвел оценку стоимости имущества должника на основании документов, представленных ему конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий произвел оплату услуг оценщика.

Впоследствии выяснилось, что оценщик произвел оценку и включил в отчет об оценке всю дебиторскую задолженность ЗАО (как возможную к взысканию, так и невозможную к взысканию в связи с исключением контрагента - индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

В связи с этим данные оценки, содержащиеся в отчете об оценке, являются неверными и должник нуждается в повторном проведении оценки имущества.

Конкурсные кредиторы считают, что конкурсный управляющий исполнил свои обязанности ненадлежащим образом (передав для оценки все имеющиеся документы оценщику, в том числе по задолженности бывшего индивидуального предпринимателя, невозможной к взысканию) и таким образом подлежит отстранению от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Правомерна ли позиция конкурсных кредиторов?

Ответ: Оценщик обязан самостоятельно анализировать предоставленную ему конкурсным управляющим информацию и документацию, определять, какие документы являются необходимыми для оценки, а какие устаревшими, так как обладает специальными познаниями в данной области. Конкурсный управляющий, передав оценщику для проведения оценки все имеющиеся и необходимые, на его взгляд, документы, в том числе по задолженности, невозможной к взысканию, исполнил свои обязанности надлежащим образом.

Следовательно, позиция конкурсных кредиторов о необходимости отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего является неправомерной.

Данный вывод подтверждается судебной практикой.

Обоснование: Согласно п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Согласно п. 1 ст. 20.7 Закона N 127-ФЗ расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ.

Согласно п. 2 указанной статьи за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных Законом N 127-ФЗ, в том числе расходов на оплату оценщика, если привлечение оценщика в соответствии с Законом N 127-ФЗ является обязательным.

Согласно п. 1 ст. 124 Закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Пунктом 1 ст. 127 Закона N 127-ФЗ установлено, что при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона N 127-ФЗ, о чем выносит определение.

Статья 129 Закона N 127-ФЗ определяет полномочия конкурсного управляющего.

Согласно п. 2 указанной статьи конкурсный управляющий обязан в том числе привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных Законом N 127-ФЗ.

Статья 130 Закона N 127-ФЗ предусматривает порядок проведения оценки имущества должника.

Согласно п. 1 указанной статьи арбитражный управляющий привлекает оценщика для определения стоимости имущества должника и производит оплату его услуг за счет имущества должника в случаях, предусмотренных Законом N 127-ФЗ.

Оценка имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов.

Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе определить лицо, на которое с его согласия возлагается обязанность по оплате указанных услуг оценщиков с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки.

Согласно ч. 2 указанной статьи отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно ст. 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно ст. 14 Закона N 135-ФЗ оценщик имеет право в том числе требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки.

Согласно ст. 20 Закона N 135-ФЗ стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Согласно п. 18 разд. IV "Требования к проведению оценки" Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" (утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256) (далее - ФСО N 1) оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки, в том числе информацию об объекте оценки, включая правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах, данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, а также иную информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки.

Согласно п. 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.

Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.

В соответствии с п. 1 ст. 143 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

В соответствии с п. 2 указанной статьи в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения в том числе о сформированной конкурсной массе, о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества.

Статья 145 Закона N 127-ФЗ определяет порядок отстранения конкурсного управляющего.

В соответствии с п. 1 указанной статьи конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего:

- на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;

- в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.

Одновременно с отстранением конкурсного управляющего суд утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, установленном п. 1 ст. 127 Закона N 127-ФЗ.

Из анализа указанных норм можно сделать следующий вывод. В рассматриваемой ситуации конкурсный управляющий исполнил возложенные на него обязанности по инвентаризации имущества должника и по привлечению оценщика для проведения оценки имущества должника. Конкурсный управляющий передал все необходимые, на его взгляд, документы оценщику. Однако согласно п. 18 ФСО N 1 оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Таким образом, по нашему мнению, оценщик обязан самостоятельно анализировать предоставленную ему конкурсным управляющим информацию и документацию, определять, какие документы являются необходимыми для оценки, а какие устаревшими, так как обладает специальными познаниями в данной области. Конкурсный управляющий, передав оценщику для проведения оценки все имеющиеся и необходимые, на его взгляд, документы, исполнил свои обязанности надлежащим образом.

Следовательно, позиция конкурсных кредиторов является неправомерной.

Данный вывод подтверждается судебной практикой.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 12.11.2012 N А11-2324/2009 рассмотрел аналогичный спор и по результатам его рассмотрения пришел к схожим выводам. Суд указал, что оценщик обладает специальными познаниями по оценке имущества и несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в отчете об оценке. Конкурсный управляющий должным образом исполнил обязанности по передаче документов оценщику для проведения оценки.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

21.12.2012