Учреждение (заказчик) по результатам проведения конкурса заключило с организацией (исполнителем) муниципальный контракт на проведение реконструкции здания

Подлежит ли удовлетворению иск исполнителя о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости дополнительно выполненных исполнителем работ, не предусмотренных контрактом, в случае наличия акта о приемке выполненных работ, подписанного представителем заказчика?

Ответ: По общему правилу при заключении и исполнении муниципального контракта изменение его цены, которая не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении открытого конкурса условий контракта, не допускается как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.

Иск исполнителя о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости дополнительно выполненных работ, не предусмотренных контрактом, подлежит удовлетворению, если исполнителем будут представлены доказательства согласования с заказчиком увеличения цены контракта в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ (п. 3 указанной статьи).

Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной п. 3 данной статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. Исключением является случай, когда подрядчик докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 4 указанной статьи).

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, определяются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса (ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, в том числе указанных в ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 6 - 6.6 и 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.

Из положений ч. 6 ст. 9 Закона N 94-ФЗ следует, что возможность изменения контракта на выполнение работ допускается, если это предусмотрено конкурсной документацией, по согласованию заказчика с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение некоторых видов работ не более чем на десять процентов предусмотренного контрактом объема работ в следующих случаях:

- при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт;

- при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом.

Согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, урегулированной ГК РФ, применяются нормы договора строительного подряда.

Кроме того, п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" разъяснено, что подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не вправе требовать оплаты этих работ и в случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика.

Таким образом, иск исполнителя о взыскании необоснованного обогащения в виде стоимости дополнительно выполненных работ, не предусмотренных контрактом, подлежит удовлетворению только в случае, если подрядчиком будут представлены доказательства согласования с заказчиком, собственником объекта увеличения цены контракта в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, связанных с работами, предусмотренными контрактом. Аналогичный вывод изложен в судебной практике (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2012 по делу N А67-1696/2012).

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.12.2012