Считается ли производственной травмой травма, полученная работником в поезде при поездке в служебную командировку?

Ответ: Телесные повреждения (травмы), полученные работником в поезде при поездке в служебную командировку, повлекшие за собой необходимость перевода на другую работу, временную или стойкую утрату работником трудоспособности или его смерть, являются производственной травмой.

Обоснование: Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен ст. ст. 227 - 231 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение N 73).

Развернутое содержание термина "несчастный случай на производстве" дается в ст. 227 ТК РФ. В качестве основного квалифицирующего признака несчастного случая установлено исполнение работниками трудовых обязанностей или выполнение какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. При этом ст. 227 ТК РФ установлены дополнительные квалифицирующие признаки: перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию, перечень повреждений здоровья, полученных перечисленными лицами, обстоятельства, при которых перечисленные повреждения здоровья, полученные указанными лицами, квалифицируются как несчастные случаи на производстве.

Если работник направлен в командировку в порядке, установленном Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749), то несчастный случай, произошедший с ним по пути следования в командировку (в том числе в поезде), подлежит расследованию и квалификации как несчастный случай на производстве при условии, что полученные работником повреждения здоровья повлекли за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть. Указанное требование установлено п. 3 Положения N 73 и ч. 3 ст. 227 ТК РФ, согласно которым расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли при следовании к месту служебной командировки и обратно.

Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом согласно ст. ст. 167, 168 ТК РФ работникам, направленным в служебную командировку, гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе расходов по проезду.

Согласно п. 7 Положения N 749 фактический срок пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются печатью. При этом согласно п. 4 Порядка учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 739н, в журнале учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы, содержатся сведения о фамилии, имени и отчестве работника, прибывшего в организацию, в которую он командирован, наименовании организации, выдавшей командировочное удостоверение, дате прибытия и дате выбытия. Таким образом, период нахождения работника в пути определяется с момента выезда работника в командировку от места постоянной работы до момента прибытия его в организацию, в которую он командирован. Аналогично определяется период нахождения работника в пути при возвращении из командировки. Согласно п. 4 Положения N 749 днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее - последующие сутки.

Из вышеизложенного следует, что в случае если с работником произошел несчастный случай в период следования к месту служебной командировки и обратно независимо от вида транспортного средства, указанный несчастный случай обязан быть расследован в установленном порядке, квалифицирован как несчастный случай на производстве и оформлен актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (утв. Постановлением Минтруда России N 73).

Н. В.Вольская

Государственная инспекция труда

в Московской обл.

12.05.2014