К вопросу наследования земли по римскому праву

(Мананников О. В.) ("Бюллетень нотариальной практики", 2006, N 6) Текст документа

К ВОПРОСУ НАСЛЕДОВАНИЯ ЗЕМЛИ ПО РИМСКОМУ ПРАВУ

О. В. МАНАННИКОВ

Мананников О. В., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Архангельского государственного технического университета.

На всех этапах развития цивилизации земля как объект правовых отношений занимает главенствующее положение. От плодородия и размеров земельной территории напрямую зависит благосостояние как всей нации в целом, так и каждого человека в отдельности. Поэтому в истории любого народа право, регулирующее отношения собственности на землю, было предметом тщательного изучения и пристального внимания. Вопросы универсального и сингулярного правопреемства земельных участков занимали умы цивилистов всех времен. На "всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право" <1>. Несмотря на то что подавляющее большинство источников римского частного права представляет собой разрешение конкретных казусов юристами различных школ (Капитона и Сабина или Лабеона и Прокула), нельзя согласиться с мнением, что римское право "доживает последние дни" <2>. Безусловное, уникальное и непреходящее значение римского права состоит в том, что, будучи "синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов..." <3>. Римское право сегодня играет роль теории универсального гражданского права. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <1> Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М.: Юриспруденция, 2000. 448 с. С. 6. <2> Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: Учебное пособие. Т. 1. Вып. 1. М.: Изд-во "Юридический колледж МГУ", 1995. 308 с. С. 160. <3> Покровский И. А. История римского права. СПб.: Издательско-торговый дом "Летний Сад", Журнал "Нева", 1999. С. 16.

Вместе с тем изучение римского права не должно приводить к безграничной вере в его истинность и непогрешимость, так как "такая вера была бы противна истории, была противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права - римские юристы" <4>. Объясняя необходимость исследования римского частного права, можно апеллировать к словам римского юриста Гая: "...не потому, что я хочу сделать комментарии многословными, а потому, что, как я заметил, во всяком деле совершенно то, в чем присутствуют все его части, причем несомненно то, что важнейшая часть любого дела есть начало" (Gai, D.1.2.1) <5>. Именно римское частное право - это начало всякого дела в цивилистике. -------------------------------- <4> См.: Покровский И. А. Указ. соч. С. 17. <5> См.: Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. I. М.: Статут, 2002. 584 с. С. 89.

От справедливого разрешения вопросов наследования земли в Древнем Риме зависело экономическое благосостояние его привилегированных граждан-квиритов, так как именно земледелие и землевладение было источником всех богатств. И. А. Покровский указывает, что, по сообщению римских писателей (Варрона и Плиния), Ромул при основании города разделил между квиритами землю на участки по 2 югера <6>. При этом была установлена возможность перехода участков по наследству, а сами они именовались heredia (от heres - наследник) <7>. Собственностью семьи, в чистом понимании, такие участки не являлись, так как в то время царствовало понятие общинной, родовой собственности на землю, занимаемую родом, общиной. Постепенно осознание общинной собственности объединилось с представлением о праве верховной собственности государства (dominium eminens) на всю территорию, подвластную Риму. Оккупированные территории, которые присоединялись в результате военных действий, признавались ager publicus, т. е. землями в собственности populus romanus, а позднее princeps <8>. В любом случае земельные наделы все это время находятся во владении и пользовании конкретных семей, члены которых считаются quodammodo domini, т. е. неким подобием сособственников земли <9>. В аграрном Законе 111 г. до н. э. такие собственники называются vetus possessor (старыми владельцами) <10>. -------------------------------- <6> Приблизительно 6000 кв. м. <7> См.: Покровский И. А. Указ. соч. С. 46. <8> См.: Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права. М.: Издательство "БЕК", 2000. 400 с. С. 161. <9> См.: Покровский И. А. Указ. соч. С. 48. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <10> См.: Римское частное право / Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М., 2000. С. 145.

Таким образом, в древнем праве специальный термин для обозначения собственности отсутствовал. Dominium означало лишь господство, происходило от domare (укрощать) и применялось ко всему имуществу, которое находилось в чьей-либо власти, в хозяйстве или в доме (domus). Понятие квиритской собственности - dominium ex iure Quiritium - применялось только в отношении квиритов и к ограниченному кругу объектов. В их число входили земельные участки на италийской земле (solum Italicum). Остался невыясненным точный исторический момент, когда произошла окончательная трансформация симбиоза государственной собственности Рима на всю землю и семейного наследственного владения конкретными земельными участками в единоличную собственность paterfamilias (главы семьи). Однако Законы XII таблиц уже определенным образом упоминают о таковой. Так, например: "Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод причинял ущерб частному владению, то собственнику [последнего] давался иск на основании Закона XII таблиц о возмещении убытков" (Таблица VII.8б; Павел, I.5, D. XLIII.8) <11>. А также: "В XII таблицах не употреблялось совершенно слово "хутор", а для обозначения его [пользовались] часто словом hortus [огороженное место], [придавая этому значение] отцовского имущества" (Таблица VII.3; Плиний, Естественная история, 19.4.50) <12>. Многие поздние исследователи сближали понятие hortus с понятием heredia <13>. -------------------------------- <11> Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. 608 с. С. 10. <12> Там же. С. 9. <13> См.: Покровский И. А. Указ. соч. С. 48.

Юлиан (II в. н. э.) употребляет термин dominium для наименования любого права на вещь. Сама вещь, на которую существовало право, называлась proprietas, а обладатель такой вещи - dominus proprietas, т. е. частным собственником. С указанного времени обычным обозначением для собственности является термин proprietas, означающий полное, абсолютное господство над вещами <14>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <14> См.: Римское частное право / Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М., 2000. С. 146.

Таким образом, очевиден генезис общей дефиниции собственности (proprietas) из аморфного обладания земельными участками, которые первоначально предоставлялись как heredia. Эволюция римского частного права неотделима от прогресса и расширения круга правомочий обладателей земли. Подавляющее большинство казусов, рассматриваемых римскими юристами и собранных в Дигестах Юстиниана, в той или иной мере касаются спорных вопросов владения, пользования и распоряжения земельными участками (имениями, полями, владениями, поместьями) <15>. В свою очередь, в этих казусах первое место отводится случаям наследственного правопреемства в отношении земли. -------------------------------- <15> Соотношение этих понятий дано Яволеном в 4-й книге писем (D.50.16.115). Как объекты права: поместье - это все, что держит почва; поле - это особый вид поместья, приобретаемый для пользования. Как правомочия: поле - это собственность на участок; владение - это пользование участком. Имение служит родовым понятием для владения и поля.

На определенном этапе развития общественных отношений право собственности на землю являлось практически неограниченным (illimitato). Это право действовало не только в отношении почвенного поверхностного слоя, но распространялось от центра земли на весь воздушный столб, расположенный над земельным участком. Собственнику участка принадлежало все расположенное на его поверхности, над ней и в недрах участка, т. е. ab infernis usque ad sidera (от преисподней до звезд). Из общего правила dominus soli est dominus coeli et inferiorum (право собственности на землю дает право на небо и подземелье) был выведен частный принцип quod solo inaedificatur solo cedit (созданное на поверхности следует судьбе поверхности). Этот принцип стал основополагающим при разделении объектов на движимые и недвижимые вещи, а также создал в римской юриспруденции презумпцию недопустимости раздельной собственности на земельный участок и на то, что находится на нем. "Составные части участка или строения, в случае отделения от него (ruta caesa, eruta et caesa, например, песок, мел, деревья, каменный уголь), лишаются свойства недвижимых вещей и не переходят к покупщику участка" <16>. Игнорирование этого принципа в правовой системе современной России приводит к нестабильности и неопределенности правового положения многоэтажных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, не принадлежащем собственникам построек. Отметим, что хотя в позднем римском праве постройки, находящиеся на поверхности участка, и признаются объектом специального вещного права - суперфиция, они, так же как и земля, принадлежат на праве собственности одному лицу - собственнику участка (superficies solo cedit). -------------------------------- <16> См.: Барон Ю. Система римского гражданского права: В 6 кн. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. 1102 с. С. 132.

Границы частного земельного участка сакрализованы, и их нарушение считается святотатством. Определение границ осуществляется при помощи священнодействия (limitatio), которое заключалось в обнесении участка (ager limitatus) грунтовой полосой (межой) шириной в пять футов (limes). Межа признавалась res nullius, однако не могла быть захвачена первым явившимся лицом. В то же время существовали земельные участки (agri arcifinii), не огражденные limes, но обнесенные изгородями, насыпями, частоколами и т. п., что впоследствии стало обычаем. Кроме сакральной защиты границам земельного участка предоставлялась и юридическая. В рескрипте 119 г. н. э. император Адриан указывает, что не подвергается сомнению тяжесть проступка тех, кто передвигает межевые знаки между границами полей, а законами Гая Цезаря и Нервы были предложены административные меры наказания за незаконные переносы межевых знаков и за запутывание судебных споров о границах путем изменения внешнего облика земельных участков, когда из пашни делают ивняк или из леса пашню (Callistratus, D.47.22.2-3) <17>. Кроме того, Гай говорит: "Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание Закона [XII таблиц], установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было переступать границы, если [ставить] забор, то нужно отступать [от соседнего участка] на один фут, если дом для жилья, то отступать на два фута, если копают яму или могилу, отступить настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодезь, то отступить на 6 футов, если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего участка на девять футов, а прочие деревья - на 5 футов" (Гай, 1.13; D.10.1.13). Если возникали споры, то они разрешались через трех посредников-землемеров. Так, согласно постановлению XII таблиц, когда возникает спор о границах, то мы производим размежевание с участием трех посредников (Цицерон. О законах, 1.21.55) <18>. Об этом же предмете в 513 г. <19> был издан специальный закон (lex Mamilia), который сократил количество посредников до одного. Землемеры (agrimensores), разрешавшие спор о меже, образовывали межевой суд (arbitrium finium regundorum) <20>. Споры делились на споры о меже (controversia de fine) и на споры о смежном участке (controversia de loco). Первый из этих споров разрешался землемером, который восстанавливал межу в прежнем виде. При этом Законы XII таблиц запрещали приобретение по давности межи шириною в 5 футов (Цицерон. О законах, 1.21.55). Второй спор разрешался судом, который вправе был изменить направление межи и тем самым изменить расположение или размеры (площадь) участка. Право Юстиниана признает еще один иск. Так, Павел в 23-й книге "Комментариев к эдикту" пишет: "Finium regundorum action in personam est, licet pro vindicatione rei est. - Иск об установлении границ - личный иск, хотя и используется для виндикации вещи" <21> (D.10.1.1). По этому иску судье принадлежали особые полномочия. Если судья по каким-либо основаниям не мог восстановить прежнюю границу участков, то он был вправе изменить границы с предоставлением стороне, потерявшей в площади, соответствующего денежного вознаграждения (condemnatio) за счет стороны, приобретшей дополнительную площадь (adiudicatio). Если не было возможности разрешить спор подобным образом, то спорный участок (межа) признавался общим и делился между спорящими <22>. -------------------------------- <17> См.: Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. VII. Полутом 1. М.: Статут, 2005. 552 с. С. 547. <18> См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 9. <19> От основания Рима, т. е. 241 г. до н. э. <20> См.: Покровский И. А. Указ. соч. С. 339 - 340. <21> См.: Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. II. М.: Статут, 2002. 622 с. С. 474 - 475. <22> См.: Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима. М.: Статут, 2003. 685 с. С. 588 - 589; Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. II. М., 2002. С. 477.

Подводя итог краткому анализу, согласимся с Ульпианом, который указывал, что земельный участок следует считать частью поля. При этом поле имеет свои естественные границы, а земельный участок будет таким, каким его определят и ограничат (Ulp., D.50.16.60.2). Следовательно, даже небольшой участок признается полем, если субъект права оценивает его как поле: "...ведь не размеры отличают участок от поля, но наша воля..." (Ulp., D.50.16.60) <23>. -------------------------------- <23> Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. VII. Полутом 2. М.: Статут, 2005. С. 467.

Таким образом, земельный участок, как объект права, в том числе права наследования, представляет собой индивидуально-определенную вещь (res) с конкретными пространственными границами. Следует отметить, что под римское понятие res подпадают не все вещи, как объекты материального мира, а только те из них, которые имеют имущественную ценность, т. е. те, которых человек в состоянии достичь и использовать для хозяйственных целей. Существует несколько критериев деления вещей. Согласно 2-й книге "Институций" Гая все вещи делятся, во-первых, на вещи божественного (divini iuris) и человеческого (humani iuris) права. Вещи divini iuris, в свою очередь, делятся на священные (res sacrae), святые (res sanctae) и религиозные или предметы поклонения (res religiosae). По общему правилу вещи божественного права не входят в чье-либо имущество: "Quod autem divini iuris est, id nullius in bonis est..." <24> (D.1.8.1, Gai, Inst. 2.9). Однако из этого правила есть одно изъятие. Так, к res religiosae в числе прочих относятся земельные участки, приобретенные богатыми людьми за городом и отведенные под захоронение (погребение, гробницы). Участок, на котором располагался кенотаф (склеп, гробница), исключался из гражданского оборота, однако право пользования им оставалось за приобретателем и могло переходить по наследству. Такое право именуется правом захоронения или правом гробницы (ius sepulchri) и охватывает право хоронить покойника и справлять на этом месте заупокойные ритуалы <25>. Сопутствующим и дополнительным к ius sepulchri было право прохода к наследственной гробнице через чужой участок (iter ad sepulchrum). Сами гробницы подразделяются на наследственные, hereditaria, для которых ius sepulchri переходит от наследника к наследнику безо всякого учета семейных связей, и семейные, familiaria, где ius sepulchri переходит исключительно от предка к потомку по нисходящей и исключает постороннего наследника <26>. При этом Законы XII таблиц запрещали приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа (Цицерон. О законах, II.24.61) <27>. Вещи humani iuris Гай делил на res publicae - публичные, т. е. не находящиеся в чьем-либо имуществе, и res privatae - частные, т. е. принадлежащие отдельным лицам. Первые были выведены из частного оборота и по наследству передаваться не могли, так как субъектами права признавались государство или populus Romanus, после которых наследство открыться не могло. Что касается вторых, то именно они составляли наследственную массу и включали в себя земельные участки и имущественные права на них, которые могли переходить по наследству. -------------------------------- <24> Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. I. М., 2002. С. 142 - 145. <25> См.: Муромцев С. А. Указ. соч. С. 604. <26> См.: Санфилиппо Чезаре. Указ. соч. С. 55. <27> См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 14.

Во-вторых, важнейшей дефиницией в наследственном праве Древнего Рима являлось понятие patrimonium (имущество), как совокупность элементов (bona, добро), дающих частному субъекту экономические выгоды <28>. Гай делил все имущество (patrimonium) на res corporales (вещи телесные) и res incorporales (вещи бестелесные). "Corporales hae sunt, quae tangi possunt, veluti fundus homo vestis aurum argentumet denique aliae res innumerabiles: incorporales sunt, quae tangi non possunt, qualia sunt ea, quae in iure consistent, sicut hereditas, usus fructus, obligationes quoquo modo contractae. - Телесные вещи - те, которые могут быть осязаемы, например участок земли, человек (раб), золото, серебро и, наконец, другие неисчислимые вещи. Бестелесные вещи - те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве, (такие) как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом" <29> (D.1.8.1). К категории бестелесных вещей относятся, по мнению Гая, также городские и сельские сервитуты. Очевидно, что приведенное деление не соответствует принципу противопоставления материальных вещей и нематериальных субстанций, объединяющих все имущественные права. Это вызвано тем, что римские юристы отождествляли право собственности с самой вещью и относили его к res corporales, а к res incorporales относились все другие имущественные права, отличные от права собственности. Имущественные права делятся, в свою очередь, на вещные права на чужую вещь (iura in re aliena) и обязательственные права (obligationes) <30>. Таким образом, земельный участок и право собственности на него переходят по наследству по римскому праву как res corporales, а все остальные имущественные права на землю переходят по наследству как res incorporales. -------------------------------- <28> См.: Санфилиппо Чезаре. Указ. соч. С. 52. <29> Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. I. М., 2002. С. 142 - 143. <30> См.: Санфилиппо Чезаре. Указ. соч. С. 52.

В-третьих, Гай разделяет все вещи на res mancipi (требующие специального акта манципации для их приобретения) и res nec mancipi (не требующие акта манципации). К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы, земли и строения на италийской земле; к res nec mancipi причисляют сервитуты городских имений и имения, называемые stipendiaria и tributaria. Точно так же почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res nec mancipi, за исключением сельских служебностей <31>, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных (Gai, Inst. II. 14a, 14b, 17) <32>. Stipendiaria - это поземельные участки, находящиеся в тех провинциях, которые принадлежат римскому народу; tributaria - это имения, находящиеся в провинциях, которые считаются собственностью императора. Приведенное деление имело место только для периода действия формальной торжественной передачи вещи и уже не упоминается в праве Юстиниана. -------------------------------- <31> Сельские сервитуты. <32> См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 46.

В-четвертых, существовало деление на res immobiles (вещи недвижимые) и res mobiles (вещи движимые). Земельные участки (praedia, fundi) относились к недвижимым вещам, а недра и все, что создано на участке, признавались естественной или искусственной частью поверхности земли (res soli). Все предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями <33>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <33> См.: Римское частное право / Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М., 2000. С. 121.

В-пятых, Ульпиан и Павел различают вещи делимые и неделимые. Делимыми - res quae divisionem recipit (D.45.1.4.1) - признаются вещи, которые от разделения не изменяют рода, назначения и ценности. Каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме - pro parte divisa (Ulp., D.8.4). Ульпиан, рассматривая случаи возникновения сервитута, считает, что сервитут не может быть установлен на часть здания или земельного участка до тех пор, пока эти части не выделены в самостоятельные объекты права. После разделения будут существовать не части участка, а отдельные участки - ...quia non est pars fundi, sed fundus (D.8.4.6.1). В другом казусе Павел утверждает: "...в споре об одном участке земля может быть разделена на доли путем присуждений, согласно чему судья устанавливает в этом деле права собственности на землю каждой стороны. - ...sed et loci unius controversia in partes res scindi adiudicationibus potest, prout cuiusque dominium in eo loco iudex compererit" <34> (D.10.1.4). Таким образом, в число делимых вещей входят земельные участки и постройки на них. Последние, однако, делятся только вертикально. Внешними атрибутами разделения выступают межи, границы, стены, рвы, ограждения и т. п. Следует отметить, что допускалось разделение не только материальных вещей, но и имущественных прав (где это было возможно в принципе) на идеальные доли: "...не может быть собственность или владение двоих в полном объеме, но они имеют собственность в части на все тело нераздельно. - ...in solidum dominium vel possessionem esse non posse: nec quemquam partis corporis dominum esse, sed totius corporis pro indiviso pro parte dominium habere" <35> (D.13.6.5.15). -------------------------------- <34> Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. II. М., 2002. С. 348 - 349, 474 - 475. <35> Дигесты Юстиниана / Перевод с лат.; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. III. М.: Статут, 2003. 780 с. С. 190 - 191.

В-шестых, Помпоний делил все вещи на три рода тел. Первые представляли собой единое неразделимое целое (например, раб, бревно, камень и подобное) и именовались "единое бытие" (органическая целостность, геноменон). Вторые могли состоять из составных, т. е. нескольких между собой связанных, соприкасающихся тел (например, здание, корабль, шкаф) и именовались "составными телами" (corpora composita, connexa, синеменон, "вместе соединенное"). Третьи состоят из раздельных вещей, никак не связанных друг с другом, но объединенных одним именем (например, народ, легион, стадо) (D.41.3.30.pr.). По этому делению земельный участок со всей очевидностью относится к "составным телам", так как объединяет в себе все вещи ab inferis usque ad sidera. В-седьмых, Юлиан проводит деление предметов стипуляции (вещей) на species, т. е. индивидуально-определенные, и genera, т. е. родовые вещи. "Когда нам обещают индивидуальные вещи, необходимо разделить предмет стипуляции между несколькими лицами и между наследниками так, чтобы каждому следовали части предметов. Когда же нам обещают родовые вещи, то их деление происходит по количеству" (D.45.1.54). Земельный участок относится к числу species. В-восьмых, вещи делятся на потребляемые и непотребляемые. Потребляемыми признаются вещи, материально исчезающие при первом же их использовании по назначению, - res quae ipso usu consumuntur, tolluntur. Непотребляемые вещи не утрачивают своей материальной сущности в период использования или их износ ничтожно мал - res quae usu minuuntur. Очевидно, что земельный участок относится к вещам непотребляемым. В-девятых, римские юристы выделяли вещи главные и побочные (accessorium). Accessorium, в свою очередь, делились на части вещей, принадлежности и плоды, т. е. вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные ее юридической судьбе. Земельный участок по своей сути является вещью главной, т. е. существующей самостоятельно, и независимо от других вещей в полном объеме удовлетворяющей интересы обладателя. Доход от земельного участка, его недра, растительные плоды и охота на животных и птиц признаются плодами земельного участка. Постройки, возведенные на земельном участке, а также сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для его обработки, рассматриваются как принадлежности этого участка. При переходе по наследству принадлежности и плоды следуют судьбе главной вещи. Исходя из этого принципа, независимо от искусственного (постройки, инвентарь, доходы и пр.) или естественного (плоды, животные, птицы, недра и пр.) происхождения, все вещи, находящиеся в пределах границ земельного участка, переходят в порядке универсального правопреемства наследнику, который получает по наследству земельный участок. Такая же правовая судьба ожидала служебные принадлежности (сельские сервитуты). В-десятых, все вещи делятся на группы res in commercio (вещей в обороте) и res extra commercium (вещей вне оборота). Вещами вне оборота признаются те, которые по своим естественным, религиозным, политическим, экономическим или юридическим характеристикам не могут быть объектами частного права. Сюда относятся res omnium communes (вещи естественного права - вода, воздух и пр.), res publicae (вещи публичные - собственность princeps или populus romanus), res universitatis (вещи общего пользования - реки, дороги, бани, библиотеки и пр.) и res divini iuris (вещи божественного права). За исключением права пользования (ius sepulchri) на некоторые земельные участки, подчинявшиеся божественному праву (res religosae), все остальные из указанной группы не могут входить в наследственную массу. Таким образом, земельный участок во всех случаях рассматривается римским правом как главная вещь и переходит по наследству с учетом своих характеристик как res in commercio, res quae divisionem recipit et res quae usu minuuntur, res privatae et res corporales, res mancipi et res immobiles, corpora composita et species.

Название документа