Заказчиком в конкурсной документации установлено требование о представлении участниками размещения заказа свидетельства СРО о допуске к работам по подготовке рабочей документации, разрабатываемой исполнителем. Правомерны ли указанные действия заказчика?

Ответ: Указанные действия заказчика нельзя признать правомерными.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

На основании ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Следует отметить, что понятие "рабочая документация" ГрК РФ не предусмотрено.

При этом в соответствии с п. 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение), в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Кроме того, пп. "п" п. 23 Положения указывает на необходимость разработки рабочей документации на основании проектной документации.

Таким образом, рабочая документация не является обязательной составной частью проектной документации, она может быть разработана как одновременно, так и после подготовки проектной документации, главное, чтобы она соответствовала проектной документации.

На основании ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Так, Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

Согласно разд. II Перечня виды работ по подготовке проектной документации требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

При этом, соответственно, работы по разработке рабочей документации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не относятся, следовательно, и требование о наличии у участников размещения заказа свидетельства СРО о допуске к таким работам не является правомерным.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 по делу N А56-118/2012).

Дополнительно следует отметить, что действия заказчика по включению в конкурсную документацию указанного условия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 "Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

19.12.2012