Налоговый орган по результатам проведенной выездной налоговой проверки вынес решение о привлечении организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, и начислил налог на прибыль в связи с тем, что организация неправомерно отнесла в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, суммы, связанные с затратами по договору добровольного личного страхования, заключенному ею как страхователем (работодателем) в пользу своих работников, согласно которому оплата части затрат, связанных с получением медицинских услуг, осуществлялась самим застрахованным работником из его личных средств. Между тем данный вывод, по мнению организации, не соответствует официальной позиции ФНС России, согласованной с Минфином России и отраженной в Письме от 03.07.2012 ЕД-4-3/10859@ (доведенном для использования в работе нижестоящим налоговым органам), опубликованном на официальном сайте ФНС России www. nalog. ru в информационном разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами"

Вправе ли общество направить информационное сообщение в ФНС России о действиях налогового органа как противоречащих положениям, опубликованным на указанном сервисе? Если да, то в каком порядке?

Ответ: В случае если действия налогового органа, выразившиеся в вынесении решения о привлечении организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, и начислении налога на прибыль в связи с тем, что организацией неправомерно были отнесены в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, суммы, связанные с затратами по договору добровольного личного страхования, заключенному ею как страхователем (работодателем) в пользу своих работников, согласно которому оплата части затрат, связанных с получением медицинских услуг, осуществлялась самим застрахованным работником из его личных средств, и данный вывод, по мнению организации, не соответствуют официальной позиции ФНС России, согласованной с Минфином России и отраженной в Письме от 03.07.2012 N ЕД-4-3/10859@ (доведенном для использования в работе нижестоящим налоговым органам), опубликованном на официальном сайте ФНС России www. nalog. ru в информационном разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами", то организация вправе посредством электронной почты сообщить об этом в ФНС России с помощью данного сервиса.

Обоснование: Согласно абз. 5 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ, в частности по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

В соответствии с абз. 9 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав расходов в размере, не превышающем шесть процентов от суммы расходов на оплату труда.

Согласно официальной позиции ФНС России, согласованной с Минфином России и отраженной в Письме от 03.07.2012 N ЕД-4-3/10859@ (доведенном для использования в работе нижестоящим налоговым органам), опубликованном на официальном сайте ФНС России www. nalog. ru в информационном разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами", в случае когда условиями договора добровольного личного страхования, заключенного страхователем (работодателем) в пользу своих работников, предусмотрена оплата части затрат, связанных с получением медицинских услуг, самим застрахованным работником из его личных средств, то только сумма затрат страхователя (работодателя) по такому договору, произведенных при условии соответствия положениям ст. 255 НК РФ, может быть учтена в составе расходов для целей налогообложения.

В соответствии с п. 1.2 Регламента формирования и использования раздела "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами" официального сайта Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом ФНС России от 14.11.2012 N ММВ-7-3/845@ (далее - Регламент), размещение разъяснений по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные к применению налоговыми органами" (далее - раздел сайта) на сайте является базой документов, носящих разъяснительный характер, по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочий налоговых органов и их должностных лиц, а также представления налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения в целях формирования единой правоприменительной практики исчисления и уплаты налогов и сборов.

Согласно Информации ФНС России, опубликованной на официальном сайте www. nalog. ru по состоянию на 16.11.2012, все документы, размещенные в разделе сайта, содержат правовую позицию, согласованную с Минфином России, и если налогоплательщики по тем или иным причинам не согласны с действиями налоговых органов на местах, они могут самостоятельно изучить разъяснения ФНС России и в случае несоблюдения территориальными налоговыми органами принятых норм сообщить об этом с помощью сервиса.

Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что структурные подразделения центрального аппарата ФНС России рассматривают поступившие информационные сообщения (обращения) о несоблюдении налоговыми органами официальных разъяснений ФНС России в порядке, установленном Регламентом.

При рассмотрении информационных сообщений (обращений) структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России необходимо:

1) осуществить предварительный анализ обращений на предмет наличия конфликтной ситуации и рассмотреть обращение по существу заданных вопросов;

2) при необходимости запросить заключение от соответствующего территориального налогового органа;

3) при подтверждении фактов несоблюдения разъяснений принять меры по приведению позиции территориального налогового органа в соответствие с разъяснениями:

- обратить внимание нижестоящего налогового органа на необходимость соблюдения разъяснений ФНС России;

- при необходимости по согласованию с заинтересованными структурными подразделениями рассмотреть вопрос об отмене акта ненормативного характера территориального налогового органа в порядке применения п. 3 ст. 31 НК РФ;

4) подготовить ответ заявителю (при необходимости) (п. 4.2 Регламента).

Согласно п. 4.3 Регламента срок рассмотрения информационных сообщений (обращений) - тридцать дней.

Структурные подразделения ФНС России и территориальные налоговые органы при осуществлении возложенных на них функций, в том числе при проведении налоговых проверок, рассмотрении жалоб и иных обращений (запросов) налогоплательщиков (налоговых агентов), руководствуются положениями разъяснений, размещенных в разделе сайта (п. 5.1 Регламента).

Также необходимо отметить, что ФНС России на указанном сервисе обратила внимание пользователей справочной базы данных на то, что направляемые ими сведения о случаях невыполнения налоговыми органами разъяснений ФНС России не являются обращением в смысле, придаваемом ему Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; жалобой на действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов в соответствии с нормами, установленными ст. ст. 138 - 141 НК РФ; и данная информация будет использована ФНС России в целях повышения качества налогового администрирования и работы с налогоплательщиками.

В. Г.Крашенинников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

18.12.2012