О повторном предоставлении имущественного вычета по НДФЛ многодетным семьям при приобретении жилья

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 декабря 2012 г. N 03-04-05/7-1402

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления многодетным семьям имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц второй раз и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на приобретение на территории Российской Федерации вышеперечисленного недвижимого имущества.

Согласно абз. 17 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов.

Абзацем 27 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса определено, что повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из ст. ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Смысл имущественного налогового вычета состоит в содействии государства физическим лицам при строительстве либо при приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

При этом законодатель установил прямой запрет на повторное предоставление такого имущественного налогового вычета.

Данная норма распространяется в равной мере на всех налогоплательщиков, которые самостоятельно решают вопрос о том, когда им выгоднее использовать право на налоговый вычет.

Предлагаемая возможность неоднократного применения имущественного налогового вычета многодетными семьями приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными.

Вместе с тем поддержка социально незащищенных слоев населения обеспечивается, в частности, освобождением отдельных доходов физических лиц от налогообложения. Например, согласно п. 8 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

Кроме того, с 1 января 2012 г. увеличился размер стандартного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику с учетом нахождения на его обеспечении детей.

Внесение дополнительных изменений в Кодекс в части предоставления многодетным семьям имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц второй раз в настоящее время не планируется.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

17.12.2012