Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС, в которой обществом в графе 1 по строке 010 разд. 7 декларации отражен код 1010806 (в связи с операцией по реализации земельного участка)

Налоговым органом со ссылкой на п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика выставлено требование о представлении документов, подтверждающих реализацию земельного участка.

Обязан ли налогоплательщик при указанных обстоятельствах представлять налоговому органу запрашиваемые документы?

Ответ: Если в адрес налогоплательщика выставлено требование о представлении документов, подтверждающих реализацию земельного участка, то налогоплательщик не обязан представлять налоговому органу запрашиваемые документы, поскольку освобождение от обязанности уплачивать НДС при реализации земельного участка не носит характер льготы. Подтверждение отсутствия объекта налогообложения по НДС не входит в обязанность налогоплательщика при представлении им налоговой декларации, в которой данная операция отражается как операция, не признаваемая объектом налогообложения по данному налогу.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Согласно пп. 1, 2 п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

На основании п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом налогообложения в целях гл. 21 НК РФ.

В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Следовательно, такая реализация, не признаваемая объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении объектов налогообложения.

При таких обстоятельствах направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам ст. 88 НК РФ. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.

Следует учитывать, что по рассматриваемому вопросу в практике арбитражных судов отсутствовал единообразный подход.

18.09.2012 Президиумом ВАС РФ было принято Постановление N 4517/12 по делу N А65-9081/2011 с выводом о том, что направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.

Президиум ВАС РФ указал, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы, согласно ст. 56 НК РФ, применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

На основании изложенного освобождение от обязанности уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации земельного участка не носит характер льготы, а следовательно, отображение налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС операции по реализации земельного участка не наделяет налоговые органы правом затребования у налогоплательщика документов в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

14.12.2012