Может ли организация учесть в расходах в целях исчисления налога на прибыль производимые доплаты работникам организации до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности, при условии, что данные доплаты предусмотрены трудовыми договорами с работниками?

Ответ: Организация может учесть в расходах в целях исчисления налога на прибыль производимые доплаты работникам организации до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности, если такие доплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

Обоснование: В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

На основании ч. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В силу п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами.

Минфин России в Письмах от 03.05.2012 N 03-03-06/2/47, от 15.12.2010 N 03-03-06/2/212, от 08.12.2010 N 03-03-06/2/209 указал, что, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договорам, превышает сумму, рассчитанную в соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", налогоплательщик вправе учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ, если такие доплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

ФАС Московского округа в Постановлении от 21.09.2012 по делу N А40-14994/12-99-72 сделал вывод о том, что в настоящее время в силу положений ст. ст. 129 и 135 ТК РФ доплаты работникам организации до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности являются элементом заработной платы и осуществляются в пользу работников на основании трудовых договоров, заключаемых обществом с работниками (ст. 8 трудовых договоров). Соответственно, доплата является экономически обоснованной и соответствует всем критериям, предъявляемым к расходам по п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

14.12.2012