В ходе осуществления своей деятельности организация производит отходы I - IV классов опасности. Поскольку у нее не было соответствующей лицензии, она заключила с контрагентом договор на вывоз и утилизацию таких отходов

Применительно к рассматриваемой ситуации обязана ли организация как собственник указанных отходов осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет РФ?

Ответ: Организация, производящая отходы I - IV классов опасности, не имеющая лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и заключившая с контрагентом договор на вывоз и утилизацию данных отходов, не обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет РФ, поскольку она не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами. Данный вывод следует из арбитражной практики.

Обоснование: Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет негативное воздействие на окружающую среду как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно положениям ст. 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов - их хранение и захоронение, под хранением отходов - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, под захоронением отходов - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с положениями ст. 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу положений ст. 9 Закона N 89-ФЗ, пп. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Порядок оформления лицензий утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности", Приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 N 848.

В п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, определено, что его положения распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривают взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Исходя из вышеуказанных положений плата за негативное воздействие на окружающую среду производится субъектом отношений в сфере обращения с отходами I - IV классов опасности.

По обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.10.2012 N Ф09-8837/12, уполномоченный орган отказал в возврате организации платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с размещением отходов I - IV классов опасности. При этом ранее между данной организацией и контрагентом был заключен договор на вывоз и утилизацию отходов I - IV классов опасности в силу того, что у организации отсутствовала соответствующая лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов. В связи с этим за защитой нарушенных прав организация обратилась в арбитражный суд. Руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой, апелляционной, кассационной инстанций в полном объеме удовлетворили заявленные требования организации о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем ФАС Уральского округа, резюмировав позицию нижестоящих судов, в своем решении посчитал: такая организация не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности ст. ст. 1, 12 Закона N 89-ФЗ.

Данная позиция косвенно подтверждается в Постановлении ФАС Уральского округа от 02.02.2012 N Ф09-9803/11.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

организация, производящая отходы I - IV классов опасности, не имеющая лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и заключившая с контрагентом договор на вывоз и утилизацию данных отходов, не обязана вносить плату в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами.

К. А.Терехова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.12.2012