Некоммерческая организация обнаружила использование ее наименования коммерческой организацией путем размещения наименования некоммерческой организации на товарах, этикетках и т. д

Правомерно ли в соответствии с действующим законодательством применение к данным отношениям такого способа защиты, как запрет на использование наименования некоммерческой организации для индивидуализации товаров, работ, услуг коммерческой организацией?

Ответ: Некоммерческая организация, которая обнаружила использование ее наименования коммерческой организацией путем размещения наименования некоммерческой организации на товарах, этикетках коммерческой организации, не вправе применить такой способ защиты своего наименования, как запрет на использование наименования некоммерческой организации для индивидуализации товаров, работ, услуг коммерческой организацией.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования (п. 1.1 ст. 4 Закона N 7-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио - или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

В пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ определено, что защита исключительных прав на средства индивидуализации осуществляется в том числе путем предъявления требований о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним.

Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ фирменное наименование должно иметь только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами разд. VII ГК РФ.

На основании положений п. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В п. 58.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" определено, что в силу п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Наименования некоммерческих организаций (ст. 4 Закона N 7-ФЗ) не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 гл. 76 ГК РФ.

Ввиду этого правила, предусмотренные ст. 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в п. 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются.

Не относятся к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц.

По обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2012 N А19-15965/2011, учреждение выявило использование его наименования коммерческой организацией. При этом в процессе осуществления уставной деятельности коммерческая организация размещала наименования некоммерческой организации для индивидуализации товаров, работ, услуг, использовавшиеся в гражданском обороте. Учреждение обратилось с требованием о запрете использовать наименование организации для индивидуализации товаров, работ или услуг. Изучив обстоятельства дела, проанализировав нормы действующего законодательства, суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Позиция судов сводилась к тому, что наименования некоммерческих организаций являются средством индивидуализации юридических лиц, следовательно, на них распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 гл. 76 ГК РФ. Вопреки указанной позиции, руководствуясь положениями действующего законодательства, ФАС Восточно-Сибирского округа посчитал, что наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 гл. 76 ГК РФ.

Данная позиция косвенно подтверждается в Определении ВАС РФ от 06.09.2012 N ВАС-8760/12.

Таким образом, запреты, указанные в п. 4 ст. 1473 ГК РФ, на некоммерческие организации не распространяются, следовательно, применение такого способа защиты, как запрет на использование наименования некоммерческой организации для индивидуализации товаров, работ, услуг, является неправомерным.

К. А.Терехова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.12.2012