Предприниматель, не являющийся платежным агентом, занимающийся розничной торговлей, не имеет в штате кассира и бухгалтера. Надо ли ему расписываться в кассовых документах, в том числе в кассовой книге, и за кассира, и за бухгалтера? Обязан ли предприниматель составлять справку-отчет кассира-операциониста?

Ответ: Если за ведение кассовых операций отвечает непосредственно сам предприниматель, не имеющий в штате бухгалтера и кассира, во всех кассовых документах достаточно только одной его подписи. В приходно-кассовом ордере (ПКО) индивидуальный предприниматель должен расписываться в строках для подписи главного бухгалтера, в расходно-кассовом ордере (РКО) - в строке для подписи руководителя организации, в кассовой книге - в строках для подписи бухгалтера, а делая заверительную надпись о количестве листов кассовой книги - в строке для подписи руководителя. Обязанности составлять справку-отчет кассира-операциониста в такой ситуации, на наш взгляд, нет.

Обоснование: Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" индивидуальные предприниматели ведут учет только в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Вести бухучет и назначать главного бухгалтера (бухгалтера) они не должны.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) предусматривает, что бухучет в соответствии с данным Законом могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством, в частности плательщики налога при УСН (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Остальные предприниматели бухучет вести обязаны. Индивидуальный предприниматель сам организует его ведение и несет иные обязанности в соответствии с данным Законом (п. п. 1, 2 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). В этом случае его подпись будет тождественна подписи бухгалтера.

На основании п. 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) (далее - Положение N 373-П) предприниматель обеспечивает организацию ведения кассовых операций, установленных Положением, в том числе внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходно-кассовых ордеров и расходно-кассовых ордеров (полное оприходование в кассу наличных денег).

Кассовые операции ведутся у юридического лица, индивидуального предпринимателя кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись. При этом кассовые операции могут проводиться и самим руководителем (п. 1.6 Положения N 373-П).

Кассовые документы юридического лица, индивидуального предпринимателя оформляются:

главным бухгалтером;

бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица, индивидуального предпринимателя;

руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера) (п. 2.1 Положения N 373-П).

Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром.

Расходный кассовый ордер подписывается руководителем, а также главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем (п. 2.2 Положения N 373-П).

Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера - только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица, оттиском печати (при наличии) индивидуального предпринимателя (п. 2.5 Положения N 373-П).

Из этого следует, что Положение N 373-П допускает отсутствие в штате главного бухгалтера, бухгалтера и кассира и предполагает, что в этом случае все обязанности возлагаются на руководителя. На наш взгляд, в данном случае предприниматель приравнивается к руководителю организации.

ПКО и РКО являются первичными документами, регулирующими порядок прихода и выдачи наличных из кассы.

При получении ПКО кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии - наличие подписи руководителя. При получении РКО кассир проверяет наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера, а при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера - наличие подписи руководителя (п. п. 3.2, 4.2 Положения N 373-П). Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (п. 5.4 Положения N 373-П).

Следовательно, если за порядок кассовых операций отвечает непосредственно сам предприниматель, не имеющий в штате бухгалтера и кассира, во всех кассовых документах, в том числе в ПКО, РКО и кассовой книге, достаточно только одной его подписи.

В ПКО индивидуальный предприниматель должен расписываться в строках для подписи главного бухгалтера, в РКО - в строке для подписи руководителя организации, в кассовой книге - в строках для подписи бухгалтера, а делая заверительную надпись о количестве листов кассовой книги - в строке для подписи руководителя (формы N N КО-1, КО-2, КО-4 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88)).

Относительно составления индивидуальным предпринимателем, в штате которого нет кассира, справки-отчета кассира-операциониста необходимо учитывать следующее. Индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с применением ККТ, и представлять налоговым органам указанную документацию (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"). На всей контрольно-кассовой технике в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Данные правила распространяются и на индивидуальных предпринимателей (п. п. 1, 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745). При учете денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин применяются формы первичной учетной документации, среди которых и N КМ-6, а также Указания по применению и заполнению этих форм (справка-отчет кассира-операциониста, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Постановление Госкомстата России N 132 распространяется на всех лиц, которые проводят денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ (в том числе на предпринимателей). Из чего можно сделать вывод, что предприниматель обязан составлять все документы, связанные с применением ККТ, в том числе справку-отчет кассира-операциониста. Однако, на наш взгляд, это справедливо только для случаев, когда у предпринимателя есть кассир.

Если, как в рассматриваемом случае, кассира нет, надо учитывать следующее.

Кассовая книга (форма N КО-4) применяется для учета поступлений и выдач наличных денег в кассе. Каждый лист кассовой книги состоит из двух частей: первый и второй экземпляры. При этом первые экземпляры листов остаются в кассовой книге, вторые должны быть отрывными и служат отчетом кассира (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 88).

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением Госкомстата России N 132) справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6) применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену). Отчет составляет в одном экземпляре ежедневно кассир-операционист, подписывает его и вместе с выручкой сдает его по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации.

Если предприниматель не имеет в штате кассира-операциониста, у него нет необходимости отчитаться перед самим собой о показателях счетчиков ККТ и выручке за рабочий день (смену).

Тем более что при ведении индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег (п. 3.3 Положения N 373-П). И контрольная лента ККТ помимо прочего содержит отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне дат, отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне номеров смен, итоги смены по номеру смены. А индивидуальный предприниматель должен распечатывать ее и хранить (Письмо ФНС России от 27.08.2012 N АС-4-2/14090).

Таким образом, справка-отчет кассира-операциониста является внутренним документом, необходимым для передачи кассиру от кассиров-операционистов данных по кассе в течение дня. Этого мнения придерживается и Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 15.02.2008 N 09АП-633/2008-АК оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 02.06.2008 N КА-А40/4615-08).

Отчет кассира будет формироваться у предпринимателя как второй экземпляр листов кассовой книги, а отчетом по ККТ будет служить контрольная лента. Следовательно, если предприниматель сам ведет кассовые операции, не имея в штате бухгалтера и кассира, необходимости в составлении справки-отчета кассира-операциониста нет.

Е. А.Федорцова

Издательство "Главная книга"

13.12.2012