В какие сроки физическому лицу в связи с прекращением деятельности в качестве предпринимателя и снятием с учета необходимо снять с учета ККТ? Вправе ли налоговый орган требовать представления документов для снятия с учета ККТ?

Ответ: Нормативными актами не установлена обязанность предпринимателя снимать с учета ККТ в связи с прекращением физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя и снятием с учета в налоговом органе, поэтому предприниматель вправе по своему усмотрению снять с учета ККТ в любое время. Налоговый орган вправе требовать представления документов для снятия с учета ККТ.

Обоснование: Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлено, что порядок и условия регистрации ККТ определяются Правительством РФ (ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ).

В соответствии с п. 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации.

При этом согласно пп. "б" п. 85 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.06.2012 N 94н) (далее - Административный регламент), снятие с регистрации контрольно-кассовой техники территориальным налоговым органом осуществляется самостоятельно в случае исключения сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц или сведений об индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

При снятии с регистрации контрольно-кассовой техники карточка регистрации остается в территориальном налоговом органе и хранится в течение 5 лет после снятия контрольно-кассовой техники с регистрации (п. 88 Административного регламента).

Пунктом 87 Административного регламента установлено, что сведения о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники вносятся специалистом территориального налогового органа, ответственным за предоставление государственной услуги, в информационную систему не позднее дня, следующего за днем снятия с регистрации данной контрольно-кассовой техники, в книгу учета, а также делается отметка в паспорте контрольно-кассовой техники, учетном талоне и в карточке регистрации (при их наличии), которые заверяются печатью территориального налогового органа.

Таким образом, предприниматель вправе в любое время представить в налоговый орган заявление о снятии ККТ с учета. Налоговый орган, хотя и наделен полномочиями по снятию с учета ККТ самостоятельно, вправе потребовать от налогоплательщика представить для снятия с учета ККТ документы (паспорт контрольно-кассовой техники, карточку регистрации) либо подтвердить их отсутствие.

У. А.Кустикова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

12.12.2012