Особенности таможенного регулирования лизинговых операций
(Павлов А. П.) ("Таможенное дело", 2006, N 4) Текст документаОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
А. П. ПАВЛОВ
Павлов А. П., исполняющий обязанности заведующего кафедрой экономико-правовых дисциплин Уральского института коммерции и права, соискатель кафедры административного права Уральской государственной юридической академии.
Таможенное регулирование является составной частью правового регулирования иностранных инвестиций и должно создавать благоприятный, привлекательный инвестиционный климат для иностранных инвесторов и российских предпринимателей. Термин "таможенное регулирование" предусмотрен Таможенным кодексом РФ 2003 г. и "заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу" <1>. -------------------------------- <1> Таможенный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, одной из главных задач в области таможенного дела определяет "повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику..." <2>. -------------------------------- <2> Концепция развития таможенных органов Российской Федерации // Таможня. 2006. N 1 - 2.
В настоящее время Россия испытывает острый недостаток в инвестиционных поступлениях, необходимых для технического перевооружения. Не секрет, что более 60% оборудования наших предприятий устаревшее, не позволяющее обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Даже возраст основных фондов ВТК России составляет: до 5 лет - 5%, до 10 лет - 35%, свыше 10 лет - 60% <3>. -------------------------------- <3> Кузык Б., Сулакшин С., Яковец Ю. Инновационный климат России // Экономика и жизнь. 2004. N 43.
Для стабильно растущей сбалансированной экономической системы необходим определенный уровень нормы накопления. Так, в 90-е годы данный показатель в странах Западной Европы составлял 19 - 21% и в США - 17 - 18%. По расчетам специалистов, для преодоления нестабильности и вывода России на траекторию устойчивого экономического роста (со среднегодовыми темпами около 5% в год) норма накопления в текущих ценах также должна составлять не менее 30 - 36% ВВП. В 2005 г. он составил 581 млрд. долларов. Сегодня российские предприятия стоят перед необходимостью существенного удешевления инвестиционной деятельности, причем для многих из них это уже не проблема развития, а вопрос выживания, поскольку в нынешней ситуации новые капиталовложения зачастую уже не компенсируют естественного выбытия основных фондов. Наибольшему притоку новейших технологий и модернизации промышленности России с помощью иностранного капитала в настоящее время способствует лизинг, являющийся одной из форм прямых инвестиций. Он активно развивается и востребован предприятиями, занятыми обновлением производства. Успехи и масштабы развития лизинга за рубежом не могут не впечатлять. Достаточно сказать, что "в США эта доля составляет 30%, в Германии - 25%, а в ряде стран Юго-Восточной Азии и вовсе зашкаливает за 50%. Доля лизинга в ВВП России составляет около 1%, в инвестициях в основные средства - 3,2%. При этом темпы роста объема лизинговых сделок составляют 40 - 50% в год, что гораздо выше темпов роста инвестиций в основной капитал в целом по стране. Инвестиционные расходы лизинговых компаний составили в 2005 году около 4 млрд. долларов. А весь объем приобретенных по лизингу основных средств - около 7 млрд. долларов" <4>. -------------------------------- <4> Велетминский И. // Российская газета. 2006. 30 августа.
У нас в стране с понятием "лизинг" познакомились во время Второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 гг. осуществлялась поставка американской техники. Эта операция известна в истории как "лендлиз". В основном лизинг применялся советскими внешнеторговыми организациями для приобретения, а реже реализации современных машин и оборудования по международным контрактам. При заключении договоров лизинга во внешней торговле речь в основном шла о сделках, близких к аренде имущества <5>. Этим объясняется то, что при заключении лизинговых контрактов в более позднее время на внутреннем рынке стороны лизинговой операции руководствовались положениями законодательства об аренде. -------------------------------- <5> Белов А. Лизинг во внешней торговле // Внешняя торговля. 1977. N 5. С. 47 - 52.
Лизинг как институт гражданского права не был известен ГК РСФСР. Впервые в российском законодательстве термин "лизинг" появился в 1994 г. с изданием Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". В 1995 г. было принято Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которое утвердило Временное положение о лизинге. 16 января 1998 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге". 29 октября 1998 г. был принят Федеральный закон N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", который внес немало путаницы в регулирование этого вида правоотношений. Его разработчики абсолютно пренебрегли положениями ГК и Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.) <6>, включив в законопроект противоречащие им положения (а законодатель в процессе принятия Закона их сохранил). -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004. ------------------------------------------------------------------ <6> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). М., 1996. С. 157.
Федеральный закон определяет лизинг как "вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем" <7>. При этом лизинговая сделка определяется как "совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга". Одновременно Закон исключает из возможного перечня предметов лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, запрещенное для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Таким образом, лизинг трактуется как "одна из форм финансирования инвестиций". -------------------------------- <7> Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 44. Ст. 5394.
Важное место в развитии лизинговых операций принадлежит таможенному регулированию, прежде всего при перемещении через таможенную границу предметов международного лизинга. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ (абз. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"). Международный лизинг, в свою очередь, может быть нескольких видов: экспортный лизинг; импортный лизинг; прямой; транзитный. При экспортном международном лизинге лизингодатель покупает лизинговое имущество у национального продавца (предприятия-изготовителя), а затем предоставляет его за границу иностранному лизингополучателю. Если же имущество приобретается за рубежом для страны пребывания лизингополучателя, международный лизинг называют импортным. Различие импортного и экспортного лизинга определяется страной местонахождения лизингодателя и лизингополучателя. При импортном лизинге продавец (поставщик) находится за рубежом, а при экспортном зарубежным партнером является лизингополучатель. Прямой международный лизинг представляет собой сделку, где все операции совершаются между субъектами лизинга только из двух разных стран. В практике выделяют еще одну разновидность международного лизинга - транзитный лизинг, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) находятся в разных странах. Транзитный международный лизинг имеет место в тех случаях, когда лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает необходимое имущество в другой стране и поставляет его лизингополучателю, находящемуся в третьей стране. Как правило, транзитные операции контролируются транснациональными корпорациями и банками, которые имеют дочерние лизинговые фирмы с разветвленной сетью зарубежных филиалов и представительств, взаимодействующих с местными лизингополучателями. Договор регулируется нормами международного права (в частности, Конвенцией УНИДРУА) и федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности, в частности Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" 1999 г. <8> -------------------------------- <8> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
Упрощенная схема транзитного международного лизинга
Продавец Купля-продажа < (поставщик) > Поставка имущества имущества имущества (страна С)
Лизинговые \ / платежи < \ /
Лизингодатель < Лизингополучатель (страна А) > (страна В)
> Договор лизинга
Предметы международного лизинга, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию путем заявления по установленной форме точных сведений о них, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Ввозимые товары на таможенную территорию помещаются под таможенный режим временного ввоза (вывоза). Режим временного ввоза имеет солидную международно-правовую базу. Наиболее полно дано определение временного ввоза в Киотской конвенции (1973 г.), Стамбульской конвенции (1990 г.) (см. табл. 1).
Таблица 1
Киотская конвенция (1973 г.) Стамбульская конвенция (1990 г.)
Временный ввоз - таможенный Временный ввоз - таможенный режим, в соответствии с которым режим, позволяющий ввозить на определенные товары могут быть таможенную территорию с условным ввезены на таможенную территорию освобождением от уплаты ввозных с условным освобождением, пошлин и сборов и без применения полностью или частично, от запрещений или ограничений на ввозных пошлин и налогов; такие импорт экономического характера товары должны ввозиться для опре - некоторые товары (включая деленных целей и предназначаться транспортные средства), ввозимые для обратного вывоза в течение с определенной целью и вывозимые установленного срока без каких - в определенный срок без каких- либо изменений, за исключением либо изменений, за исключением обычного износа в результате их естественного износа в использования результате их использования
Режим временного ввоза (вывоза) товаров регулировался гл. 11 "Временный ввоз (вывоз)" Таможенного кодекса (1993 г.), в настоящее время гл. 19 "Экономические таможенные режимы" Таможенного кодекса (2003 г.). Положения, содержащиеся в Таможенных кодексах 1993 г., 2003 г., в целом соответствуют понятию временного ввоза, укоренившемуся в международной практике (см. табл. 2).
Таблица 2
ТК РФ 1993 г. ТК РФ 2003 г.
Временный ввоз - таможенный Временный ввоз - таможенный режим, при котором пользование режим, при котором иностранные товарами на таможенной территории товары используются в течение РФ допускается с полным или определенного срока (срока частичным освобождением от временного ввоза) на таможенной таможенных пошлин, налогов и без территории РФ с полным или применения мер экономической частичным условным освобождением политики. Временно ввозимые от уплаты таможенных пошлин, (вывозимые) товары должны налогов и без применения к этим возвращаться в неизменном товарам запретов и ограничений состоянии с учетом естественного экономического характера, износа либо убыли при нормальных установленных в соответствии с условиях транспортировки и законодательством РФ о хранения государственном регулировании внешнеторговой деятельности
Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом. Таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, представления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ст. 160 ТК РФ. Под таможенный режим временного ввоза могут также помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством. Иностранные товары - предметы международного лизинга, могут использоваться на таможенной территории в течение определенного срока. По Таможенному кодексу (1993 г.) сроки временного ввоза устанавливались таможенным органом Российской Федерации, исходя из цели и обстоятельств такого ввоза. Как правило, они не превышали двух лет. Этот срок также сохранен в ТК РФ 2003 г. Новеллой нового Таможенного кодекса также стало установление в отношении товаров, "относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца" <9>. В настоящее время большинство лизинговых товаров помещается на срок 34 месяца, исключение составляют автотранспортные средства, ввезенные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" <10>. Таможенными органами срок пребывания в режиме "временный ввоз" разрешен на срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок. По данным Екатеринбургской таможни, срок действия договора лизинга для некоторых автомобилей установлен до 2021 г. -------------------------------- <9> Таможенный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066. <10> Российская газета. 2003. 15 марта.
Предметы международного лизинга, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию путем заявления по установленной форме точных сведений о них, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При ввозе на территорию Российской Федерации предмета лизинга в соответствии со ст. 34 "Особенности международных операций, осуществляемых субъектами лизинга" Федерального закона "О лизинге" все виды таможенных платежей начисляются на полную таможенную стоимость имущества. Уплата таможенных платежей по ТК РФ 1993 г. производилась следующим образом. При помещении товаров под таможенный режим временного ввоза таможенные сборы за таможенное оформление взимались в валюте Российской Федерации в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и транспортных средств и в иностранной валюте в размере 0,05% таможенной стоимости товаров. Перечень товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, был предусмотрен указанием ГТК РФ от 25 апреля 1994 г. N 01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)" <11>, позднее Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2000 г. N 599 "О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов" <12>. -------------------------------- <11> Таможенный вестник. 1994. N 6. <12> Российская газета. 2000. 22 августа.
При этом предельный срок временного ввоза товаров, указанных в перечне, составлял один год. Таможенный кодекс РФ 2003 г. внес существенные коррективы в порядок временного ввоза транспортных средств. В соответствии со ст. 271 ТК РФ полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий: 1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства; 2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом; 3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках; 4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства. В настоящее время в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" <13>, также предоставляется полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров. Таможенные сборы взимаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" <14>. -------------------------------- <13> Российская газета. 2003. 15 марта. <14> Российская газета. 2004. 30 декабря.
В отношении товаров, ввозимых в режиме "временный ввоз", применяется также частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. При исчислении этой суммы применяются ставки таможенных пошлин и налогов, действующие на день принятия ГТД с заявленным таможенным режимом временного ввоза (вывоза). Конкретные сроки уплаты этих платежей устанавливает таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров. Таможенный орган в соответствии с ТК РФ 1993 г. устанавливал порядок уплаты таможенных платежей, при котором они уплачивались, как правило, поквартально. Периодические таможенные платежи уплачивались не позднее 25-го числа месяца, предшествовавшего очередному кварталу. Таможенные органы были не вправе требовать уплату периодических таможенных платежей более чем за три месяца сразу. Периодические таможенные платежи уплачивались за период нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) до истечения разрешенного таможенным органом срока временного ввоза (вывоза). Расчет сумм периодических таможенных платежей, подлежащих уплате, производился на оборотной стороне контрольного экземпляра грузовой таможенной декларации. В случае вывоза (ввоза) товаров или изменения режима временного ввоза на иной таможенный режим до истечения срока разрешенного временного ввоза (вывоза) подлежали возврату (зачету) суммы периодических платежей, уплаченных за неиспользованный срок временного ввоза (вывоза), в соответствии с порядком, установленным для возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных платежей. Существенно осложнило для участников международного лизинга возможность использования рассрочки по уплате таможенных платежей распоряжение ГТК от 3 июля 2001 г. N 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" (вступило в силу 8 сентября 2001 г.). Пункт 4 данного распоряжения предусматривал, что "помещение ранее временно ввезенных (вывезенных) товаров под иные таможенные режимы производить в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случае помещения временно ввезенных (вывезенных) товаров под таможенные режимы выпуска для свободного обращения или экспорта взимать таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы за таможенное оформление, подлежащие уплате при помещении указанных товаров под данные таможенные режимы. При их исчислении применять ставки и курс иностранных валют, действующие на день принятия грузовой таможенной декларации с заявленным таможенным режимом соответственно выпуска для свободного обращения или экспорта" <15>. -------------------------------- <15> Российская газета. 2001. 8 августа.
Таким образом, суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе имущества в режиме временного ввоза, не подлежали возврату (зачету) при изменении указанного таможенного режима на режим выпуска для свободного обращения. При помещении временно ввезенных (вывезенных) товаров под иной таможенный режим таможенные платежи исчислялись и уплачивались в соответствии с новым таможенным режимом. Практика рассмотрения споров арбитражными судами, связанных с применением данного распоряжения, подтвердила неправомерность действий ГТК РФ, превысившего свои полномочия. Так, ООО ТЭФ "Евротракт" в 2000 г. в соответствии с договором ввезло на территорию Российской Федерации автопоезд в режиме временного ввоза, заявленного в грузовой таможенной декларации. В соответствии с ч. 3 ст. 72 Таможенного кодекса РФ ООО ТЭФ "Евротракт" уплачивались таможенные платежи в размере 3% от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения в соответствии с таможенным режимом экспорта. В дальнейшем по заявлению ООО ТЭФ "Евротракт" таможенный режим ввезенных автотранспортных средств был изменен на таможенный режим "выпуск для свободного обращения" с представлением ГТД и уплатой таможенных платежей в полном объеме. Заявитель полагал, что уплаченные им таможенные платежи при ввозе товара произведены повторно, из чего следует, что таможенные платежи, уплаченные при таможенном режиме "временный ввоз", подлежали зачету в счет предстоящих платежей. Саратовская таможня, отказывая в проведении зачета, сделала вывод со ссылкой на п. 4 распоряжения ГТК РФ от 3 июля 2001 г. N 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" и указала, что уплаченные за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза таможенные платежи при смене указанного режима на таможенный режим выпуска для свободного обращения не засчитываются, так как данный порядок не предусмотрен ни Налоговым кодексом РФ, ни Таможенным кодексом РФ. Арбитражный суд Саратовской области, удовлетворяя требования ООО ТЭФ "Евротракт", правомерно сделал вывод о том, что таможенные платежи, взимаемые при временном ввозе, не должны превышать суммы таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате на момент ввоза, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Решением Арбитражного суда Саратовской области требования ООО ТЭФ "Евротракт", г. Саратов, удовлетворены. Суд обязал Саратовскую таможню зачесть в счет предстоящих таможенных платежей сумму, уплаченную ООО ТЭФ "Евротракт" <16>. -------------------------------- <16> Кормаков Г. А. Новый Таможенный кодекс РФ и правовые акты федерального органа исполнительной власти // Правосудие в Поволжье. 2003. N 2.
Также п. 4 распоряжения ГТК от 3 июля 2001 г. N 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" был признан недействительным решением Верховного Суда РФ от 23 января 2002 г. N ГКПИ2001-1876 <17>. -------------------------------- <17> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. N 9 (извлечение). Согласно письму ГТК РФ от 6 мая 2002 г. N 01-06/17889 настоящее решение вступило в силу с 28 марта 2002 г.
Подобная практика применения таможенного законодательства таможенными органами привела к отрицательным последствиям. Количество товаров - предметов международного лизинга, помещаемых под таможенный режим "временный ввоз" и выпущенных в свободное обращение, практически было сведено к нулю. Статистика таможенного оформления Екатеринбургской таможни за период действия данного распоряжения подтверждает данный факт (см. табл. 3).
Таблица 3
Таможенное оформление товаров 84 - 89-й товарных групп ТН ВЭД РФ в режиме "Выпуск для свободного обращения" после режима "Временный ввоз" с процедурой "310023" за период 1998 - 2005 гг.
N Наименова - Статистическая стоимость (в долл.) тов. ние товар - гр. ной группы 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Реакторы 97056 507078 7902 297 84 ядерные, (1 кг) котлы, оборудова - ние, меха - нические приспособ - ления и их части
Локомотивы 602085 86 железно - дорожные и подвижной состав, трамваи и их части
Средства 2150 9500 18900 144121 87 наземного транспорта, кроме же - лезнодорож - ного соста - ва
Итого: 99206 597578 7902 297 18900 746626
Таможенные платежи в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим "временный ввоз", исчисляются, исходя из таможенной стоимости товара. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" 1993 г. в полной мере заимствовал методы определения таможенной стоимости, выработанные в рамках ГАТТ. С 1 июля 2006 г. начал действовать новый Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", принятый Государственной Думой РФ 19 октября 2005 г. и вносящий существенные изменения в вопросы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Появление такого Закона очень важно для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и является одним из условий присоединения России к Всемирной торговой организации. Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов: 1) по цене сделки с ввозимыми товарами; 2) по цене сделки с идентичными товарами; 3) по цене сделки с однородными товарами; 4) вычитания стоимости; 5) сложения стоимости; 6) резервный метод. Немаловажной новеллой новой редакции Закона "О таможенном тарифе" является введение нормы о соответствии российского законодательства, регулирующего вопросы таможенной стоимости товаров, принципам международного права и общепринятой международной практике. Часть 1 ст. 12 новой редакции Закона четко закрепляет базу для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Для определения таможенной стоимости товаров - предметов международного лизинга, как правило, применяются три метода: метод 2 - по цене сделки с идентичными товарами, метод 3 - по цене сделки с однородными товарами, метод 6 - резервный метод. Основным методом определения в практической деятельности при таможенном оформлении лизинговых товаров является резервный метод (метод 6). Резервный метод (метод 6) предполагает определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учетом мировой практики. Объяснить это можно тем, что в большинстве случаев таможенные органы на местах не располагают достаточной ценовой информацией по товарам - предметам международного лизинга. Особенно часто это происходит тогда, когда ввозятся товары, бывшие в употреблении или модернизированные лизингодателем. В рамках резервного метода таможенную стоимость можно определить на основе лизинговых платежей, пересчитанных на весь срок полезного использования оборудования. Общим требованием ко всем исходным ценовым данным, используемым для расчета таможенной стоимости по методу 6, является их строгая адресность - цена должна соотноситься с конкретным товаром способом, позволяющим без труда его однозначно идентифицировать (коммерческое наименование товара, его описание, сведения о фирме-производителе, материал, технические параметры и прочие характеристики в зависимости от вида товара). Также при определении таможенной стоимости в соответствии со ст. 24 Закона о таможенном тарифе допускается следующее: за основу для определения таможенной стоимости может быть принята цена сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем оцениваемые товары. Они должны быть ввезены в тот же или соответствующий период времени, что и оцениваемые. Таможенные платежи исчисляются декларантом самостоятельно, исходя из таможенной стоимости товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза. Так, например, при ввозе транспортного средства седельный тягач таможенной стоимостью 2464316 рублей сумма таможенных платежей при подаче грузовой таможенной декларации 31 мая 2005 г. в графе 47 была определена следующим образом: таможенные сборы - 5500 руб. ("5,5 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 1200 рублей 1 копейку и более, но не превышает 2500 рублей включительно" <18>), таможенная пошлина в размере 5% от стоимости товара - 123215,8 руб. (2464316 руб. x 5% : 100% = 123215,8), НДС в размере 18% от общей суммы таможенной стоимости и таможенной пошлины - 465755,72 руб. [(2464316 руб. + 123215,8) x 18% : 100% = 465755,72 руб.]. Сумма таможенных сборов была уплачена в полном объеме при подаче таможенной декларации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров". -------------------------------- <18> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" // Российская газета. 2004. 30 декабря.
Пункт 2 ст. 212 ТК РФ (2003 г.) предусматривает, что "при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в режиме "временный ввоз" уплачивается ежемесячно в размере 3% суммы таможенной пошлины и НДС, которая подлежала бы уплате, если бы товары выпущены были для свободного обращения". В данном случае сумма периодических таможенных платежей составляет 17669,15 руб. (588971,52 руб. x 3% : 100% = 17669,15 руб.). Периодичность уплаты таможенных платежей устанавливается в соответствии с заявлением декларанта с согласия таможенного органа. В настоящее время практика уплаты периодических таможенных платежей участниками ВЭД в зоне деятельности Екатеринбургской таможни свидетельствует о том, что в большинстве случаев она производится один раз в месяц, очень редко - один раз в три месяца. В соответствии со ст. 151 ТК РФ товары - предметы международного лизинга, помещенные под таможенный режим временного ввоза, подлежат условному выпуску. Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по оплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Автотранспортные средства, ввезенные с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" <19>, могут использоваться только для международных перевозок. -------------------------------- <19> Российская газета. 2003. 15 марта.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров. В случае нецелевого использования транспортных средств лицо, поместившее товар в режим "временный ввоз", подлежит привлечению к административной ответственности. Следует учитывать, что использование транспортного средства не только в международной перевозке, но и во внутренней (пп. 3 п. 1 ст. 271 ТК РФ) не влечет ответственности по ст. 16.19 КоАП РФ "Несоблюдение таможенного режима" и 16.20 КоАП РФ "Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами", поскольку не является несоблюдением требований и ограничений таможенного режима временного ввоза, а является основанием для применения в отношении такого транспортного средства частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в рамках этого таможенного режима (п. 3 ст. 271 ТК РФ). В случае установления факта использования во внутренних перевозках транспортного средства, временно ввезенного для осуществления международной перевозки, в действиях водителя и иных лиц могут содержаться признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ "Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров". В связи с этим информацию о таких фактах таможенные органы обязаны передавать в соответствии с п. 3 ст. 411 ТК РФ в органы российской транспортной инспекции, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы о таких правонарушениях по данной статье. В отношении товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, установлены ограничения пользования и распоряжения. Ответственность за нарушение этих ограничений предусмотрена ст. 16.19 КоАП РФ "Несоблюдение таможенного режима" и 16.20 КоАП РФ "Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами", а ст. 16.21 КоАП РФ "Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств" устанавливает ответственность третьих лиц за приобретение, пользование, хранение либо транспортировку условно выпущенных товаров, в отношении которых уже совершены правонарушения, предусмотренные указанными статьями КоАП РФ. Например, в случае выявления факта отчуждения товара, помещенного под таможенный режим временного ввоза, лицо, распорядившееся товаром, должно нести ответственность по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, а лицо, приобретшее данный товар, - по ст. 16.21 КоАП РФ. Следует подчеркнуть, что субъектами ответственности по данной статье являются юридические и должностные лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Физические лица (граждане) ответственности по данной статье не несут. За нарушение сроков уплаты периодических таможенных платежей в отношении товаров, временно ввезенных с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 212 ТК РФ), КоАП РФ предусмотрена административная ответственность по ст. 16.22 "Нарушение сроков уплаты таможенных платежей". Таким образом, таможенное регулирование при перемещении предметов международного лизинга в Российскую Федерацию должно создавать благоприятные условия для увеличения инвестиций в экономику России, обеспечить создание социально ориентированной, эффективной экономики, поставляющей на рынок высокотехнологичную, конкурентоспособную продукцию. Правовые акты, регламентирующие международный лизинг, должны быть экономически обоснованны и способствовать росту экономики. Срочно требуется внести изменения в Постановление Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" <20>, связанные в первую очередь с отменой ограничений, связанных с запретом использования автомобилей, предназначенных для международных перевозок, также и для внутренних, хотя бы в попутном направлении при движении от места выгрузки международного груза к месту последующей погрузки, к месту дислокации предприятия (организации). Проблемы международных перевозчиков Калининградской области, ставшие причиной забастовок в 2006 г., могут стать и проблемами всей Российской Федерации. -------------------------------- <20> Российская газета. 2003. 15 марта.
Ссылки на правовые акты
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров". Концепция развития таможенных органов Российской Федерации.
Название документа