Предприятие владеет транспортными средствами марок УАЗ-3962 и УАЗ-39629. Автомобили зарегистрированы в органах ГИБДД как "автобусы прочие". Однако у предприятия есть сомнения по поводу правомерности отнесения указанных транспортных средств к данной категории. В строке "Наименование (тип ТС)" ПТС автомобилей они значатся как "Санитарные". В строке "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" эти автомобили отнесены к категории "B". Категория "B" в равной степени может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям. Причем автобусы к автотранспортным средствам, классифицированным по категории "B", не отнесены. При этом в соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2) автобус - это автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более восьми. Может ли предприятие в этом случае руководствоваться п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ и применять ставки транспортного налога по названным транспортным средствам для легковых транспортных средств, а не для автобусов?

Ответ: Если совокупность данных о категории и типе, указанных в ПТС, выданных на транспортные средства УАЗ-3962 и УАЗ-39629, не позволяет однозначно определить их конкретный тип, то следует руководствоваться п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, предприятие может применять ставки транспортного налога по названным транспортным средствам для легковых транспортных средств.

Обоснование: Согласно ст. 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые, грузовые автомобили и автобусы. Установленное в гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение)) в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции.

Так, например, согласно Приложению N 3 к Положению к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В строке 3 "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например, "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т. п.

Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения в строке 2 "Марка, модель ТС" паспорта транспортного средства указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например, "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные.

Если тип транспортного средства ("грузовой", "легковой", "автобус" и т. д.) определить невозможно, то следует обратиться к Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции. По Сравнительной таблице автобусы относятся к категории "D". Следовательно, если в ПТС санитарного фургона указана категория "B", то он не является автобусом.

В соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2) автобус - это автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более восьми.

Если совокупность данных о категории и типе, указанных в ПТС, выданных на транспортные средства УАЗ-3962 и УАЗ-39629, не позволяет однозначно определить их конкретный тип, то следует руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 12.12.2007 по делу N А64-477/07-22, ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2009 по делу N А11-10035/2008-К2-26/558, согласно которым указанные транспортные средства отнесены к легковым автомобилям.

А. В.Сорокин

Начальник

отдела имущественных и прочих налогов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

11.12.2012