По результатам проведения торгов заключен договор аренды муниципального имущества (в отношении линии электропередачи) между арендодателем (муниципальным образованием) и организацией-победителем. Далее посредством заключения дополнительного соглашения в перечень арендуемого имущества добавлен новый объект (обслуживающая основную линию электропередачи подстанция). При этом уполномоченный орган, ссылаясь на нарушение норм п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отказал в регистрации дополнительного соглашения

Правомерен ли в соответствии с действующим законодательством данный уполномоченным органом отказ по регистрации дополнительного соглашения?

Ответ: Применительно к рассматриваемой ситуации отказ уполномоченного органа по регистрации дополнительного соглашения неправомерен, поскольку антимонопольное законодательство не требует проведения конкурса для заключения дополнительного соглашения, потому что переданные по такому соглашению объекты представляют собой составную часть переданной организации по договору аренды единой инфраструктуры, предназначенной для осуществления деятельности по распределению и передаче энергии.

Обоснование: В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) объекты электросетевого хозяйства представляют собой линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Услуги по передаче электрической энергии определяются Законом N 35-ФЗ как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В силу абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилах подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, определено, что технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 7 Разъяснений ФАС России от 05.06.2012 "Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203)" объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом действия органов местного самоуправления по передаче без торгов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, прав на участки сетей инженерно-технического обеспечения, технологически не связанных с данной сетью, будут являться нарушением ст. ст. 17.1 и 20 Закона N 135-ФЗ, что влечет за собой последствия, установленные ст. 21 Закона N 135-ФЗ, в том числе возврат данного имущества. Также признаки нарушения указанных статей Закона N 135-ФЗ будут содержать действия по неоднократной последовательной передаче прав на участки сетей одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов и должны рассматриваться антимонопольным органом как взаимосвязанные сделки, имеющие своей целью передачу без торгов прав не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения. ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 05.10.2012 N А26-11483/2011, отменяя решение суда апелляционной инстанции, указал, что переданное организации по договору аренды имущество используется в единстве для обеспечения электрических связей посредством выполнения комплекса организационно и технологически связанных действий, что позволяет рассматривать предмет договора аренды как единую технологическую систему, а переданные дополнительным соглашением объекты электросетевого хозяйства - как составную часть единой инфраструктуры, предназначенной для осуществления деятельности по распределению и передаче электрической энергии.

Таким образом, следуя указанному выводу, отказ в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды объектов электросетевого хозяйства, являющихся частью единой инфраструктуры, является неправомерным.

К. А.Терехова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.12.2012