Организация в 2009 г. по договору купли-продажи приобрела основные средства. Расходы организации на приобретение основных средств в последующем были компенсированы за счет денежных средств, полученных из муниципального бюджета

Вправе ли организация при продаже указанных основных средств в целях исчисления налога на прибыль учесть остаточную стоимость реализованного амортизируемого имущества?

Ответ: По нашему мнению, поскольку основные средства, расходы на приобретение которых компенсируются за счет средств муниципального бюджета, являются амортизируемым имуществом, не подлежащим амортизации, организация при реализации указанных основных средств имеет право воспользоваться положениями пп. 1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на остаточную стоимость основных средств.

Обоснование: В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, перечисленные в п. 3 ст. 256 НК РФ; основные средства, расходы на приобретение которых компенсированы за счет средств муниципального бюджета, в нем не поименованы.

Таким образом, основные средства, расходы на приобретение которых компенсируются за счет средств муниципального бюджета, являются амортизируемым имуществом, но амортизации не подлежат.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 257 НК РФ остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ). Из вышеназванных норм можно сделать вывод о том, что организация при реализации основных средств, расходы на приобретение которых были компенсированы за счет средств муниципального бюджета, имеет право воспользоваться положениями пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ и уменьшить налогооблагаемую прибыль на остаточную стоимость основных средств.

Сказанное подтверждается Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2013 по делу N А70-6245/2012 (Определением ВАС РФ от 18.12.2013 N ВАС-15871/13 отказано в передаче дела N А70-6245/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления).

Минфин России в Письме от 31.03.2009 N 03-03-06/4/26, рассматривая схожую ситуацию, высказал позицию, согласно которой при реализации имущества, приобретенного за счет средств пожертвования, некоммерческая организация вправе уменьшить доходы от такой реализации на величину остаточной стоимости реализуемого имущества.

Следует отметить, что в Письме Минфина России от 05.02.2010 N 03-03-06/4/9 высказана противоположная позиция по данному вопросу.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

08.05.2014