Организация (производитель) понесла расходы на утилизацию пищевых продуктов (молока и молочной продукции) в связи с истечением срока годности

Учитываются ли данные расходы в целях обложения налогом на прибыль организаций?

Ответ: Законодатель императивно закрепил, что пищевые продукты, не соответствующие требованиям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), подлежат утилизации. Однако Налоговый кодекс РФ напрямую не отвечает на вопрос о том, подлежат ли затраты налогоплательщика (организации) на утилизацию такой продукции включению в расходы в целях обложения налогом на прибыль организаций. По нашему мнению и с учетом судебной практики, расходы на утилизацию молочной продукции с истекшим сроком годности учитываются в составе расходов для целей налога на прибыль. Однако споры с налоговым органом не исключены.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В силу п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

не соответствуют требованиям нормативных документов;

имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ) установлены обязательные требования к молоку и молочной продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 88-ФЗ утилизация продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, осуществляется изготовителем или продавцом этих продуктов в порядке, установленном Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законодательством Российской Федерации о ветеринарии и законодательством в области экологической безопасности.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что пищевые продукты, не соответствующие установленным требованиям, подлежат утилизации. Однако НК РФ напрямую не отвечает на вопрос о том, подлежат ли затраты налогоплательщика (организации) на утилизацию такой продукции включению в расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Позиция Минфина России однозначна по данному вопросу.

Минфин России в Письмах от 19.10.2012 N 03-03-06/1/561, от 10.09.2012 N 03-03-06/1/479, от 16.08.2011 N 03-03-06/1/491, от 27.06.2008 N 03-03-06/1/373 указывает на то, что если обязанность по выкупу товаров с истекшим сроком годности нормативными правовыми актами не установлена, затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и, следовательно, не подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.

Однако существует иная точка зрения по данному вопросу.

ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 N А40-44303/11-116-125 признал правомерность учета налогоплательщиком расходов на утилизацию продукции. Суд указал, что действия организации по выкупу и дальнейшей утилизации продукции с истекшим сроком годности направлены, в частности, на поддержание имиджа общества и его репутации, а также стимулируют покупателей к приобретению товаров заявителя в дальнейшем.

Конституционный Суд РФ в Определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и от 04.06.2007 N 366-О-П указал, что обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Налогоплательщик вправе самостоятельно и единолично оценивать эффективность и целесообразность своей экономической деятельности.

Таким образом, правомерность отнесения понесенных расходов налогоплательщику, скорее всего, придется доказывать в суде.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

10.12.2012