В сентябре 2012 г. организация приобрела для директора комплект мебели стоимостью более 40 000 руб., которая будет использоваться в новом офисе. Договор аренды офиса будет заключен в ноябре 2012 г. В настоящее время мебель не используется и находится на складе организации. С какого месяца производится начисление амортизации по приобретенному имуществу для целей бухгалтерского и налогового учета, если оно будет использоваться по назначению с ноября?

Ответ: Для целей бухгалтерского учета начисление амортизации производится с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, а для целей исчисления налога на прибыль - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Обоснование: Порядок включения приобретенного имущества в состав объектов основных средств и начисление амортизации для целей налогового и бухгалтерского учета регламентируются разными документами. В бухгалтерском учете это Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В налоговом учете - гл. 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету.

При этом актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01).

В налоговом учете начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Таким образом, в налоговом учете начисление амортизации зависит от ввода объекта в эксплуатацию, а в бухгалтерском учете такой зависимости нет - важен факт принятия объекта к учету, который, в свою очередь, зависит от предназначения объекта.

В рассматриваемой ситуации приобретенный комплект мебели для нового офиса предназначен для управленческих нужд организации, все четыре условия п. 4 ПБУ 6/01 соблюдаются, поэтому уже в месяце приобретения актив (комплект мебели) должен быть принят к учету в качестве объекта основных средств. Соответственно, амортизация в бухгалтерском учете будет начисляться с октября, несмотря на то что мебель будет использоваться по назначению со следующего месяца.

Для целей налогообложения амортизация по приобретенному имуществу будет начисляться с декабря, поскольку ввод в эксплуатацию объекта будет произведен в ноябре.

Учитывая, что начисление амортизации в бухгалтерском учете производится на два месяца раньше, чем в налоговом, в бухгалтерском учете возникают вычитаемая временная разница и соответствующий ей отложенный налоговый актив (п. п. 11, 14 и 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н)).

О. В.Егорова

ООО "ПРАВО-Конструкция"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

10.12.2012