Руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика принято решение о привлечении налогоплательщика (организации) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которое было вручено налогоплательщику на седьмой день со дня принятия указанного решения
Может ли нарушение налоговым органом срока вручения налогоплательщику решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения являться основанием для признания указанного решения в судебном порядке недействительным?
Ответ: В случае если нарушение налоговым органом пятидневного срока вручения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не повлияло на реализацию налогоплательщиком права на обжалование его в апелляционном порядке, данное обстоятельство не может служить основанием для отмены указанного решения.
Обоснование: Подпункт 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ предоставляет налоговым органам право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
В силу пп. 1, 2 п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.
На основании п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Согласно п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пункт 7 ст. 101 НК РФ предусматривает вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).
В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).
Положения НК РФ не содержат условий о недействительности решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в случае нарушения налоговым органом пятидневного срока вручения указанного решения.
Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
На основании изложенного, если нарушение инспекцией пятидневного срока вручения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не повлияло на реализацию организацией права на обжалование его в апелляционном порядке, основания для признания указанного решения в судебном порядке недействительным отсутствуют.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А10-2712/2012 (Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2013 оставлено без изменения).
М. Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"
08.05.2014