Организация уплатила НДС в составе таможенных платежей при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и заявила налоговый вычет. В следующем квартале по обращению организации (декларанта) таможенный орган скорректировал в сторону уменьшения таможенную стоимость импортированных товаров (в связи с выявленной арифметической ошибкой). С заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного НДС по результатам корректировки организация в таможенный орган не обращалась

Возникает ли у организации обязанность скорректировать ранее предъявленный к вычету НДС и уплатить налог в бюджет?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России и налоговых органов у организации возникает обязанность скорректировать ранее предъявленный к вычету НДС и уплатить налог в бюджет в случае корректировки таможенным органом в сторону уменьшения таможенной стоимости импортированных товаров. Вместе с тем организация не лишена возможности обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного налога в составе таможенных платежей. Противоположную точку зрения организации, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (п. 1 ст. 211 ТК ТС).

Подпунктом 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС предусмотрено, что в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

При ввозе товаров на территорию Таможенного союза НДС уплачивается в том государстве, таможенный орган которого осуществляет выпуск товаров (кроме товаров, выпущенных в процедуре таможенного транзита) (п. 1 ст. 84 ТК ТС).

В силу пп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относится в том числе НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных ТК ТС (ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ)).

Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона N 311-ФЗ декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с гл. 8 ТК ТС.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу (п. 1 ст. 64 ТК ТС).

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (п. 3 ст. 64 ТК ТС).

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2 ст. 65 ТК ТС).

В соответствии со ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Пунктом 3 ч. 6 ст. 112 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления технических ошибок (опечаток, арифметических ошибок, применения неправильного курса валюты и иных ошибок), повлиявших на величину таможенной стоимости, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и без проведения дополнительной проверки.

Корректировка таможенной стоимости товаров и перерасчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением Комиссии Таможенного союза (п. 4 ст. 68 ТК ТС).

Согласно п. 10 Порядка корректировок таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок), если корректировка заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется по обращению декларанта (таможенного представителя), обязанность представления в таможенный орган ДТС и КТС, а также документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), возлагается на декларанта (таможенного представителя). Одновременно с обращением декларантом (таможенным представителем) представляются электронные копии ДТС и КТС.

Решение по обращению, принимаемое таможенным органом при согласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС (п. 12 Порядка).

В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин, с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (ст. 90 ТК ТС).

На основании пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом налогообложения по НДС.

Пунктом 2 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика предъявить к вычету суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п. п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Как следует из разъяснений, изложенных в Письмах Минфина России от 14.11.2011 N 03-07-08/318, от 03.11.2009 N 03-07-08/224, УФНС России по г. Москве от 07.10.2010 N 16-15/104969@, в случае излишней уплаты НДС в составе таможенных платежей данная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику таможенным органом. При этом налогоплательщик, принявший к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров, должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за тот налоговый период, в котором производились указанные налоговые вычеты.

Согласно Письму ФНС России от 27.06.2007 N 03-2-03/1236 в случае корректировки таможенных платежей (в том числе НДС) в связи с изменением таможенной стоимости ввезенных товаров вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком на счет таможенного органа с учетом указанной корректировки.

Вместе с тем необходимо отметить, что НДС относится к федеральным налогам (п. 1 ст. 13 НК РФ).

На основании ст. 50 Бюджетного кодекса РФ данный налог по нормативу 100 процентов зачисляется в федеральный бюджет.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации не происходит занижения суммы налога, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, недоимка по смыслу п. 2 ст. 11 НК РФ отсутствует, следовательно, положения абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ, устанавливающие обязанность представить уточненную декларацию, не подлежат применению. Возложение на налогоплательщика обязанности повторно уплатить НДС, уже уплаченный таможенным органам, приводит к двойному налогообложению.

Данный подход подтверждается судебной практикой. По мнению арбитражных судов, изменение таможенной стоимости ввезенного на территорию РФ товара не может привести к занижению налога, поскольку сумма, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате на таможне, равна сумме, на которую должны быть уменьшены налоговые вычеты (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2006 по делу N А05-4379/2006-18, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 по делу N А56-1414/2007).

Соответственно, исходя из позиции Минфина России и налоговых органов у организации возникает обязанность скорректировать ранее предъявленный к вычету НДС и уплатить налог в бюджет в случае корректировки таможенным органом в сторону уменьшения таможенной стоимости импортированных товаров. При этом организация не лишена возможности обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного налога в составе таможенных платежей. Противоположную точку зрения организации, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

08.12.2012