Поданная индивидуальным предпринимателем - участником конкурса жалоба на действия заказчика при размещении заказа в антимонопольный контролирующий орган была принята и передана на рассмотрение комиссии контролирующего органа. Посчитав, что индивидуальный предприниматель должен был в качестве подтверждения своих полномочий представить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, комиссия контролирующего органа лишила его права выступать на заседании и давать пояснения по существу жалобы. Правомерны ли действия комиссии контролирующего органа?

Ответ: Действия комиссии контролирующего органа по лишению индивидуального предпринимателя - заявителя жалобы права выступать на заседании и давать пояснения по существу жалобы по указанному основанию следует признать неправомерными.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся в том числе такие сведения об индивидуальном предпринимателе, как его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке; пол; дата и место рождения; гражданство; место жительства в Российской Федерации; данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и другие.

Как следует из п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе представляются в том числе в виде выписки из соответствующего государственного реестра.

Исходя из ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, вступивший в силу 09.09.2012 (далее - Регламент).

На основании п. 3.18 Регламента после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки контролирующий орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте текст жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику, оператору электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы.

Согласно п. 3.24 Регламента рассмотрение жалобы осуществляется на заседании комиссии контролирующего органа.

Исходя из положений п. 3.28 Регламента заявитель, заказчик, оператор электронной площадки и заинтересованные лица вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить для участия в рассмотрении жалобы своих представителей.

Подтверждение полномочий физических лиц, индивидуальных предпринимателей не требуется. Полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим их полномочия документом.

На заседание комиссии допускаются лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В соответствии с п. 3.29 Регламента непосредственно перед рассмотрением жалобы комиссия контролирующего органа проверяет полномочия заявителя, заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц, присутствующих на рассмотрении жалобы. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены должным образом, такие лица вправе присутствовать на заседании комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

Таким образом, действительно, комиссия контролирующего органа наделена правом лишения вышеуказанных лиц (в том числе заявителя жалобы) права давать пояснения по существу жалобы в случае ненадлежащего подтверждения их полномочий, однако это правомочие относится только к тем случаям, когда соответствующие лица обязаны такие полномочия подтверждать, - в отношении индивидуальных предпринимателей Регламент как раз и делает исключение. На наш взгляд, данное исключение является закономерным, ведь на заседание комиссии в любом случае будут допущены лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а положения ЕГРИП во многом дублируют сведения такого документа, кроме того, выписку из ЕГРИП скорее следует признать документом, не подтверждающим полномочия, а содержащим сведения о приобретении физическим лицом соответствующего статуса.

Таким образом, действия комиссии контролирующего органа по лишению индивидуального предпринимателя - заявителя жалобы права выступать на заседании и давать пояснения по существу жалобы по указанному основанию неправомерны.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.12.2012