По ходатайству организации вид разрешенного землепользования на земельный участок был изменен в сентябре 2010 г. Правомерно ли налогоплательщик рассчитал земельный налог за 2011 г., самостоятельно применив новую кадастровую стоимость, определенную в отношении данного земельного участка соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ только в январе 2012 г.?

Ответ: Налогоплательщик правомерно исчислил земельный налог за 2011 г., самостоятельно применив новую кадастровую стоимость, определенную соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ в январе 2012 г., в отношении земельного участка с измененным в 2010 г. видом разрешенного землепользования.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и п. п. 4, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, установлено, что кадастровая стоимость определяется с учетом вида разрешенного землепользования.

Согласно п. 8 названных Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. При этом согласно п. п. 2.2.4 - 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, при определении кадастровой стоимости земельных участков могут формироваться группы земельных участков в рамках видов разрешенного землепользования. Кадастровая стоимость земли устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для группы земельных участков в рамках видов разрешенного землепользования (например, Распоряжение Минэкологии Московской области от 29.11.2005 N 190-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории "Земли населенных пунктов" на территории Рузского района Московской области", Постановление Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области"). Таким образом, при изменении вида разрешенного землепользования при наличии соответствующих актов региональных органов исполнительной власти можно рассчитать кадастровую стоимость конкретного земельного участка самостоятельно.

Согласно ч. 8 ст. 15 и ч. 1, 3 ст. 16, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия ими решения об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок, или изменении вида разрешенного землепользования уведомляют орган кадастрового учета. Орган кадастрового учета в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня такого извещения вносит соответствующие изменения в кадастровый учет и в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете правообладателю. Таким образом, по состоянию на 01.01.2011 данные об изменении вида разрешенного землепользования должны были быть отражены в государственном кадастре. А значит, по состоянию на 01.01.2011 должна быть определена кадастровая стоимость земельного участка исходя из нового вида разрешенного землепользования.

В соответствии со ст. 3 НК РФ размер налоговых обязательств налогоплательщика не может зависеть от своевременности исполнения своих обязанностей органами исполнительной власти. Следовательно, налогоплательщик правомерно исчислил земельный налог за 2011 г. исходя из нового вида разрешенного землепользования.

Такую точку зрения поддержал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.05.2012 N 16485/11, отметив, что вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. То есть для исчисления налога имеет значение, когда был изменен вид землепользования, а не когда была пересчитана кадастровая стоимость и сведения о ней внесены в кадастр.

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

07.12.2012