ООО приобрело в собственность недвижимое имущество (здание) в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы". В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ в период применения УСН ООО вело учет приобретенного здания как основного средства в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете, начисляло на него амортизацию и определяло его остаточную стоимость. Через год после приобретения здания ООО утратило право на применение УСН и перешло на общую систему налогообложения. Через некоторое время после смены режима налогообложения с УСН на ОСН здание было продано

Вправе ли ООО при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 и п. 1 ст. 257 НК РФ учесть в качестве расходов затраты на приобретение здания, произведенные ООО в период применения УСН, в размере остаточной стоимости этого здания, определяемой по данным бухгалтерского учета?

Каков порядок расчета суммы амортизации и остаточной стоимости здания в целях определения размера расхода?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/633

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу о порядке определения остаточной стоимости основного средства, приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и реализованного в период применения общего режима налогообложения, и сообщает следующее.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса.

Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 Кодекса, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Однако налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств при определении объекта налогообложения не учитывают.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Статья 346.25 Кодекса, предусматривающая, в частности, особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений, не содержит особенностей исчисления налоговой базы в части вышеуказанных расходов.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 346.17 Кодекса при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

В связи с этим, если налогоплательщик упрощенной системы налогообложения перешел с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется.

Главой 26.2 Кодекса не предусмотрен также порядок определения остаточной стоимости таких основных средств на дату перехода налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.

Кроме того, по мнению Департамента, при реализации основного средства, приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, налогоплательщик, находясь на общем режиме налогообложения, не вправе уменьшить доходы от такой реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества, рассчитанную по данным бухгалтерского учета, для целей исчисления налога на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

07.12.2012