Организация-аэроклуб, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", предоставляет услуги по полетам на легких спортивных самолетах. При этом организация арендует указанные воздушные суда. В соответствии с условиями договора аренды расходы по техническому обслуживанию и текущему ремонту воздушного судна несет арендатор. Вправе ли организация учитывать указанные расходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?

Ответ: Если заключен договор аренды воздушного судна без оказания услуг по управлению им (без экипажа), то при определении налоговой базы по УСН:

расходы на текущий ремонт арендованных основных средств учитываются на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ;

расходы на техническое обслуживание арендованного транспорта учитываются в составе расходов на содержание служебного транспорта (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) либо в составе материальных расходов на техническое обслуживание основных средств (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если же договор аренды заключен на условиях управления транспортным средством силами арендодателя (с экипажем), то расходы на техническое обслуживание и ремонт воздушного судна арендатор учесть не вправе.

Обоснование: Воздушный транспорт - вид транспорта, основанный на использовании воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в воздушных перевозках и авиационных работах (ст. 2 Модельного закона о безопасности на воздушном транспорте, принятого в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-10 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).

В соответствии со ст. 616 Гражданского кодекса РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Учет расходов по договору аренды транспортного средства имеет свои особенности. Расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, могут учитываться в зависимости от вида договора аренды.

На основании ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В этом случае, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). Поддержание надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, является обязанностью арендодателя (ст. 634 ГК РФ).

Таким образом, при аренде воздушного судна с экипажем арендатор вправе учесть только расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией, в том числе расходы на приобретение топлива и расходных материалов. При применении УСН указанные расходы можно учесть в составе материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы на техническое обслуживание, содержание и ремонт воздушного судна учесть нельзя.

Если же заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, то в соответствии со ст. 642 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Текущий и капитальный ремонт в этом случае обязан осуществлять арендатор (ст. 644 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор несет также расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование (включая страхование своей ответственности), а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ). С учетом сказанного при исчислении налоговой базы по УСН расходы на техническое обслуживание арендованного воздушного судна могут учитываться либо в составе расходов на содержание служебного транспорта (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), либо в составе материальных расходов на техническое обслуживание основных средств (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Расходы на текущий ремонт учитываются в составе расходов на ремонт арендованных основных средств (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В. И.Суколенова

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

06.12.2012