ООО является импортером алкогольной продукции. ООО заключен договор с рекламным агентством, по которому агентство осуществляет за вознаграждение размещение рекламных роликов, содержащих информацию о товаре ООО, на телевизионных панелях в торговых залах розничных сетей магазинов - продавцов алкоголя
В договоре с рекламным агентством, в частности, указано, что размещение рекламных роликов осуществляется по технологии InDoor TV. Данная технология по своей сути представляет собой технологическую систему организации вещания видео-, аудиоматериала, включающую: плазменные панели, станции вещания и управления, усилители, передатчики и приемники сигналов и т. д. Источником сигнала для данной системы служит персональный компьютер. Все компоненты системы между собой, а также вся система и персональный компьютер соединены линиями связи (кабели, шнуры, провода и т. п.). Трансляция и управление осуществляются с помощью специализированного программного обеспечения.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к ненормируемым расходам относятся расходы на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные сети, при этом понятие информационно-телекоммуникационных сетей не конкретизируется. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ к информационно-телекоммуникационной сети относятся технологические системы, предназначенные для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
ООО считает, что расходы на размещение рекламных роликов, содержащих информацию о товаре ООО, на телевизионных панелях в торговых залах розничных сетей магазинов - продавцов алкоголя по технологии InDoor TV относятся к ненормируемым расходам в целях налогообложения налогом на прибыль.
Правомерна ли позиция ООО?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/631
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об учете расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети.
На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
При этом п. 4 ст. 264 Кодекса предусмотрен перечень расходов на рекламу, которые в зависимости от ее назначения или размещения учитываются в целях налогообложения прибыли как ненормируемые и нормируемые расходы.
Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения прибыли организаций признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Исчерпывающий перечень ненормируемых расходов на рекламу приведен в п. 4 ст. 264 Кодекса, и в нем не содержится расходов на демонстрацию рекламных роликов в торговых залах розничных сетей магазинов.
Следовательно, расходы на демонстрацию роликов в торговых залах розничных сетей магазинов являются расходами на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, и признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Учитывая изложенное, затраты по созданию и размещению рекламного видеоролика на телевизионных панелях в торговых залах магазинов могут быть учтены в составе расходов в полном объеме только в случае, если организация, предоставляющая услуги по размещению рекламного ролика, зарегистрирована как средство массовой информации. В иных случаях расходы на трансляцию рекламного ролика подлежат нормированию.
Одновременно сообщаем, что в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
06.12.2012