Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, подала заявку на участие в конкурсе на размещение заказов для таких субъектов на предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства

Является ли допуск указанной организации к участию в торгах основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица в случае осуществления ею указанной деятельности в рамках агентского договора в качестве агента, действующего от своего имени, но за счет принципала, не относящегося к субъектам малого предпринимательства?

Ответ: Допуск указанной организации к участию в торгах основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица не является, так как в рассматриваемом случае субъект малого предпринимательства осуществляет деятельность по реализации путевок, действуя в качестве агента в рамках агентского договора от своего имени, но за счет принципала, не относящегося к таким субъектам, что не препятствует его участию в конкурсе.

Обоснование: По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, определяются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Обязательные требования, предъявляемые к участникам размещения заказа путем проведения торгов, установлены ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Одним из них является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п. 1 ч. 1 указанной статьи).

В случае несоответствия требованиям, установленным ст. 11 Закона N 94-ФЗ, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа конкурсной комиссией к участию в конкурсе не допускается (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа установлены ст. 15 Закона N 94-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. Размещение заказов производится, в частности, путем проведения торгов, в которых его участниками являются данные субъекты. Исключением являются случаи размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

При размещении заказа, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению (ч. 4 ст. 15 Закона N 94-ФЗ).

Кроме того, допуск заказчиком, конкурсной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ не может быть допущен к участию в торгах, если заказчиком, конкурсной комиссией были установлены случаи, указанные в данной части, является основанием для признания судом торгов недействительными:

- по иску заинтересованного лица;

- по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Основание - ч. 6 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Как отражено в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", с требованиями о признании недействительными результатов конкурса могут обращаться в арбитражный суд не только участники конкурса, но и лица, которым было отказано в его участии. При этом незаконный отказ в участии в конкурсе может служить основанием для признания его результатов недействительными.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 20.10.2011 N Ф09-6455/11 по делу N А60-51/11 указано, что существование между сторонами агентских отношений не препятствует участию общества (агента), являющегося субъектом малого предпринимательства, в конкурсе для таких субъектов, в связи с тем что отсутствуют основания считать, что фактическим участником конкурса являлся принципал, а не агент.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации допуск организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, к участию в конкурсе на размещение заказов для таких субъектов является правомерным и основанием для признания судом результатов конкурса недействительными не является.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

05.12.2012