Договор или правила?

(Гецьман М.)

("ЭЖ-Юрист", 2006, N 47)

Текст документа

ДОГОВОР ИЛИ ПРАВИЛА?

М. ГЕЦЬМАН

Максим Гецьман, зам. директора филиала ООО "Р-СТИНОЛ" "ВОЛЖСКИЙ" (г. Саратов), регистратор.

В "ЭЖ-Юрист" N 23 за 2006 г. была опубликована статья "Договор с регистратором - новые требования", в которой указывалось, что в договор с регистратором необходимо внести изменения, обусловленные коррективами законодательства о рынке ценных бумаг, касающихся приобретения более 30% акций, принудительного выкупа акций владельцем более 95% акций... В то же время в отношении данного вопроса существует и иная позиция.

Главная цель регистратора - оказание услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. При этом ведение реестра регламентируется не договором между регистратором и эмитентом, а правилами ведения реестра конкретного регистратора, зарегистрированными в ФСФР России. Это, в частности, следует из п. 3 ст. 8 ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон): "Держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании: 1) распоряжения... в соответствии с правилами ведения реестра...".

Именно в эти правила, основанные на законодательстве, и следует вносить какие-либо изменения. В частности, в п. 1 указанной статьи Закона сказано: "Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила предоставления информации в систему ведения реестра". В подзаконных актах, например в Положении о ведении реестра владельцев ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 02.10.97 N 27), детализировано название и состав этих правил - "10.1. Требования к документам регистратора".

Согласно данным Требованиям регистратор должен разработать и утвердить Правила ведения реестра, которые должны предусматривать:

- перечень и порядок исполнения операций регистратором, а также способ представления документов регистратору;

- сроки исполнения операций;

- сроки представления ответов на запросы;

- формы анкеты зарегистрированного лица, передаточного (залогового) распоряжения;

- формы договоров с трансфер-агентами;

- порядок раскрытия информации, указанной в пункте 5.1 настоящего Положения.

Правила ведения реестра являются обязательными для исполнения обособленными подразделениями регистратора. Они должны быть доступны для ознакомления заинтересованным лицам.

В силу п. 3 ст. 8 Закона "...держатель реестра не вправе предъявлять дополнительные требования при внесении изменений в данные системы ведения реестра помимо тех, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом". Наличие же каких-либо изменений в договоре с конкретным эмитентом, связанных с обозначенными изменениями, будет противоречить законодательству и именно указанному пункту, поскольку они будут считаться "дополнительными требованиями".

В соответствии с действующим законодательством регистратор не имеет права оказывать одному эмитенту услуги "одного качества", а другому эмитенту - "другого".

Да и никаких проблем с внесением изменений в реестр, связанных с приобретением более 30% акций или принудительным выкупом, не должно возникать - в вышеуказанном пункте Закона четко установлено, что держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании:

"...2) иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги в соответствии с гражданским законодательством РФ".

Главная цель договора на ведение реестра - регулирование неоговоренных законодательством моментов по оплате услуг по ведению (не путайте с прейскурантом) и описание дополнительных услуг.

Кто и когда представляет регистратору документы, их форма четко прописывается именно в правилах ведения реестра. Унифицированность форм и непривязанность их к конкретному эмитенту очевидны. Регистратор обязан представлять всем заинтересованным лицам правила ведения - и каждое лицо может оценить, что и как ему необходимо сделать, чтобы регистратор внес какие-либо изменения в реестр.

Проблема, поднятая в указанной статье, хотя и важная, но, смею сказать, надуманная. В лицензии регистратора написано, что главным условием ее наличия является соблюдение законодательства о рынке ценных бумаг. И если в законодательстве появилось требование о том, что регистратор обязан внести какие-либо изменения - то отсутствие или наличие в правилах и тем более в договоре каких-либо параметров не дает права регистратору отказать во внесении на основании того, что "договором не предусмотрено". Это четко следует из п. 3 ст. 8 Закона: "...отказ от внесения записи в систему ведения реестра или уклонение от такой записи, в том числе в отношении недобросовестного приобретателя, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами". Кроме того, согласно п. 2 ст. 4 Конституции РФ "Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ".

В силу п. 1 ст. 8 Закона "...система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений". В п. 3 ст. 8 Закона опять же "прописано" "главенство" закона: "Права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведению реестра определяются действующим законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом". Хотя здесь и идет речь про договор, однако в подзаконных актах четко прописано, что он должен содержать.

Таким образом, вносить какие-либо изменения никуда, а уж тем более в договор с регистратором, не нужно. Ну а если и вносить - то именно в правила ведения реестра, а никак не в договор.

Название документа