Бонус по ОСАГО
(Дмитриев В.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 47)
Текст документа
БОНУС ПО ОСАГО
В. ДМИТРИЕВ
Владимир Дмитриев, канд. юрид. наук, эксперт "ЭЖ-Юрист".
25 ноября текущего года Президентом РФ подписан Закон N 192-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в соответствии с которым повышающие и понижающие коэффициенты при расчете стоимости полиса ОСАГО применяются и в случае смены автомобиля.
Статья 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" устанавливает порядок применения повышающих и понижающих коэффициентов "Бонус-Малус", предусматривающих увеличение или уменьшение стоимости полиса ОСАГО при перезаключении договора. В соответствии с данной системой коэффициентов, призванной стимулировать аккуратных водителей и наказывать недобросовестных, все "безаварийные" водители должны заплатить за новую страховку на 5% меньше, а все аварийные - в 1,5 - 2,5 раза больше, чем за предыдущую.
В соответствии с действующим порядком при смене транспортного средства страховая история начинается с чистого листа: добросовестный водитель, приобретая новый автомобиль, теряет право на бонус, накопленный при безаварийной езде на старом автомобиле (причем нередко за несколько лет). Иными словами, применение коэффициентов "Бонус-Малус" привязано к автомобилю, а не к его владельцу.
Согласно внесенным поправкам страховые компании при заключении договора ОСАГО обязаны учитывать повышающие (для виновников ДТП) или понижающие (при безаварийной езде) коэффициенты вне зависимости от использования конкретного транспортного средства, в том числе при смене автомобиля. Данное положение распространяется на всех лиц, указанных в договоре ОСАГО, на протяжении всей их страховой истории.
Кроме того, Законом сохранен действующий порядок заключения договора ОСАГО на неограниченное использование транспортного средства. В основном это касается юридических лиц (в случае, когда в договоре указывается только владелец транспортного средства, а к управлению допускаются другие лица).
Для реализации Закона, очевидно, потребуется система ведения персонального учета коэффициентов "Бонус-Малус" для всех водителей в течение всей их страховой истории (возможно, по аналогии с кредитной историей). Данный механизм учета позволит устранить различные злоупотребления при применении этих коэффициентов, в частности уход от применения повышающего коэффициента путем перехода в другую страховую компанию. Решением данной проблемы может стать, по мнению страховщиков, единая компьютерная база данных.
Закон вступит в силу 27 февраля 2007 г.
Название документа