При приеме на работу иностранного гражданина из дальнего зарубежья, имеющего вид на жительство, можно ли руководствоваться Письмом Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 (направлено Письмом ФНС России от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@)? В паспорте иностранного гражданина стоит отметка о пересечении границы на въезд в РФ от 09.08.2011 (паспорт менялся). Вид на жительство выдан 21.02.2011. Можно ли считать данного иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, резидентом РФ в целях НДФЛ при приеме на работу с 01.02.2012?

Ответ: Иностранного гражданина из дальнего зарубежья, имеющего вид на жительство в РФ, в паспорте которого стоит отметка о пересечении границы на въезд в РФ от 09.08.2011, и трудоустраивающегося с 01.02.2012, правомерно считать налоговым резидентом для целей исчисления НДФЛ в случае представления им соответствующих документов, подтверждающих его фактическое нахождение в РФ в течение не менее 183 дней. При этом, как следует из разъяснений Минфина России, определять налоговый статус работника нужно на дату выплаты доходов. Письмом Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 (направлено Письмом ФНС России от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@) руководствоваться в указанной ситуации не следует.

Обоснование: На основании п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

В соответствии с Письмом Минфина России от 14.04.2008 N 03-04-05-01/108, исходя из положений п. 2 ст. 207 НК РФ налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического времени нахождения физического лица в Российской Федерации.

При этом вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, а не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории страны.

Исходя из Письма ФНС России от 22.08.2012 N ЕД-4-3/13897@ 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации налоговое резидентство иностранного гражданина зависит от фактического времени нахождения иностранного гражданина на территории РФ. При этом, учитывая тот факт, что паспорт гражданина менялся, а также что период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, следует особое внимание уделить доказательствам фактического нахождения иностранного гражданина на территории РФ либо документам, подтверждающим его лечение или обучение за границей (если они имели место).

При этом необходимо учитывать разъяснения контролирующих органов (Письма Минфина России от 26.04.2012 N 03-04-05/6-557, ФНС России от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11900@), в соответствии с которыми НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.

Такими документами, помимо копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, могут являться табель учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице, справка с предыдущего места работы или из учебного заведения и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации.

По мнению финансового ведомства (Письмо от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182), документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

Согласно Письму Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь" (направлено Письмом ФНС России от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@) иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода, и обложение их доходов от работы по найму производится по ставке 13 процентов. Прочие категории иностранных граждан на начало отчетного налогового периода рассматриваются в качестве нерезидентов Российской Федерации, и обложение их доходов в течение первых 183 дней пребывания на территории Российской Федерации в рамках календарного года производится по ставке 30 процентов. Уточнение налогового статуса таких налогоплательщиков производится лишь на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина. В таком случае ставка налога на доходы физических лиц за весь период пребывания его на территории Российской Федерации применяется в размере 13 процентов и производится соответствующий перерасчет налога.

В то же время в указанном Письме финансового ведомства речь идет исключительно о гражданах Республики Беларусь (которая относится к странам ближнего зарубежья), в отношении которых в настоящее время действует Протокол от 24.01.2006 "К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года".

Что касается других иностранных граждан, то иностранный гражданин из дальнего зарубежья, имеющий вид на жительство в РФ, который устраивается на работу с 01.02.2012, может быть признан налоговым резидентом в целях исчисления НДФЛ, если он фактически находился в РФ не менее 183 календарных дней. При этом, как следует из разъяснений Минфина России, определять налоговый статус работника нужно на дату выплаты доходов (см., например, Письмо от 10.02.2012 N 03-04-06/6-30).

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.12.2012