В ходе выездной налоговой проверки установлено, что на балансе общества в 2012 г. числится основное средство - мост, находящийся у организации на праве собственности, которое было введено в эксплуатацию в 1998 г

В связи с износом мостового полотна были проведены ремонтные работы, а именно: замена мостового настила, укрепление труб и усиление обочин полотна.

Основанием для доначисления налогов, пеней, штрафов по налогу на прибыль послужили выводы налогового органа о том, что налогоплательщик под видом расходов на капитальный ремонт необоснованно включил в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, затраты, связанные с созданием амортизируемого имущества - мостового полотна. Инспекция полагает, что налогоплательщиком в данном случае создано новое основное средство и квалификация организацией осуществленных работ как ремонта, неправомерна.

Правомерно ли организация привлечена к налоговой ответственности?

Ответ: Налогоплательщик, на балансе которого числится основное средство - мост, при проведении капитального ремонта (работы по замене мостового настила, укреплению труб и усилению обочин полотна) не создает новое основное средство, так как имущество, являющееся составными частями основного средства, включается в единый объект амортизируемого имущества.

Таким образом, расходы на проведение указанных работ правомерно включены в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на ремонт.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Пункт 4 ст. 89 НК РФ гласит, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В силу ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

Нормами п. 1 ст. 260 НК РФ предусмотрено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Как следует из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, мост (железнодорожный; автодорожный; пешеходный; комбинированный) образует основные средства, которые включены в седьмую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно).

В соответствии с положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, к подразделу "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Так, мост включает в себя пролетное строение, опоры, мостовое полотно (мостовые охранные брусья, контрольный и мостовой настил).

Из п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что организация не создавала новое основное средство, поскольку мостовое полотно является составным элементом моста, а ремонтные работы по замене мостового настила, укреплению труб и усилению обочин полотна производились в течение срока полезного использования моста.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11.07.2012 N А27-11471/2011, руководствуясь разъяснениями Минфина России, изложенными в Письме от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518, указал, что имущество, являющееся составной частью основного средства, без которого данный объект не может использоваться в производственной деятельности, включается в состав единого объекта основных средств, признаваемого амортизируемым имуществом в соответствии с положениями ст. 256 НК РФ, и пришел к выводу о неправомерном привлечении налогоплательщика к ответственности. Нижестоящие суды также пришли к выводу о том, что стрелочный перевод как средство труда в производственном процессе по осуществлению грузовых перевозок не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться без рельсового пути, и, следовательно, стрелочный перевод, расположенный на рельсовом пути, следует учитывать в целях налогообложения как единый объект амортизируемого имущества - "Дорога железная (однопутная, двухпутная, многопутная)".

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что привлечение организации к налоговой ответственности неправомерно. Ремонтные работы, проводимые организацией, осуществлялись в течение срока полезного использования моста, так как с момента ввода моста в эксплуатацию прошло 14 лет, следовательно, данные ремонтные работы не могли создать новое основное средство. Поскольку мостовое полотно является составным элементом моста и мост не может эксплуатироваться без всех его составляющих элементов (пролетного строения, опор, мостового полотна (мостовых охранных брусьев, контрольного и мостового настила)), следовательно, мост следует учитывать в целях налогообложения как единый объект амортизируемого имущества.

И. Г.Кузнецова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.12.2012