За организацией числится переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 20 000 руб. Организация планирует осуществить возврат переплаты. Однако на момент формирования расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР заявление о возврате в территориальный орган ПФР не подавалось. Бухгалтер организации уверен, что задолженности по уплате страховых взносов у организации нет. Имеются ли правовые основания для уменьшения значения строки 140 разд. 1 формы РСВ-1 ПФР на сумму переплаты, если на момент составления формы РСВ-1 ПФР заявление о возврате организацией не подавалось и решение о возврате территориальным органом ПФР не принято?

Ответ: Правовых оснований для уменьшения значения строки 140 разд. 1 формы РСВ-1 ПФР (Приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н) на сумму переплаты по страховым взносам, если на момент составления формы РСВ-1 ПФР заявление о возврате суммы взносов организацией не подавалось и решение о возврате территориальным органом ПФР не принято, не имеется.

Обоснование: Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть в том числе возвращена организации. Форма решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов (форма 26-ПФР) определена в Приложении N 11 к Приказу Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н.

Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов должно быть принято территориальным органом ПФР в течение 10 дней со дня получения от организации заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания территориальным органом ПФР и организацией акта совместной сверки уплаченных страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (ч. 14 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).

Получается, что до принятия решения о возврате страховых взносов организация должна либо подать заявление о возврате, либо пройти сверку по уплаченным взносам. Если заявление не подавалось, а сверка не проводилась, то у территориального органа ПФР фактически нет правовых оснований для принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм (даже если переплата действительно имеется).

Также заметим, что возврат излишне уплаченных страховых взносов при наличии задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, производится только после зачета переплаты в счет погашения задолженности (ч. 12 ст. 26 Закона N 212-ФЗ). То есть, если у организации будет выявлена задолженность, часть переплаты может быть зачтена территориальным органом ПФР в счет погашения этой задолженности. В результате погашения задолженности подлежащая возврату сумма может оказаться меньше переплаты, то есть меньше той суммы, на возврат которой изначально рассчитывала организация.

В связи с этим полагаем, что организация не должна самостоятельно рассчитывать подлежащую возврату сумму переплаты и отражать ее в расчете РСВ-1 ПФР. Сумма переплаты подлежит возврату только после принятия территориальным органом ПФР решения по форме 26-ПФР. Следовательно, правовые основания для самостоятельного (без участия территориального органа ПФР) уменьшения значения строки 140 формы РСВ-1 ПФР на сумму переплаты отсутствуют.

Заметим, что территориальный орган ПФР обязан в письменной форме сообщить организации о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 16 ст. 26 Закона N 212-ФЗ). То есть после такого сообщения организация будет располагать информацией о конкретной сумме, которую ей должны возвратить.

Вместе с этим обратим внимание, что дата принятия решения о возврате (форма 26-ПФР) может не совпадать с датой фактического возврата переплаты. Это следует из положений ч. 11 и 14 ст. 26 Закона N 212-ФЗ. Кроме этого, в Законе N 212-ФЗ не сказано, какой именно момент считается моментом возврата страховых взносов (момент принятия решения о возврате или момент фактического получения организацией суммы от территориального органа Федерального казначейства). Однако если до фактического осуществления возврата отразить сумму в форме РСВ-1 ПФР, то может получиться так, что в программном комплексе территориального органа ПФР сумма еще не будет фигурировать как возвращенная. Связано это с тем, что данные об осуществлении возврата территориальные органы ПФР получают от органов Федерального казначейства уже после того, как сумма возвращена (ч. 18 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).

В связи с этим во избежание разногласий с территориальными органами ПФР в строке 140 разд. 1 формы РСВ-1 ПФР, по нашему мнению, следует отражать только фактически возвращенные суммы. До того момента, пока сумма переплаты фактически не получена организацией, эта сумма считается уплаченной и не может уменьшать значение строки 140 разд. 1 формы РСВ-1 ПФР, предусматривающей отражение уплаченных с начала расчетного периода сумм.

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

04.12.2012