В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций подлежит обязательному переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" положения данного Закона не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера

Подлежит ли переводу на ЕНВД предпринимательская деятельность организации по размещению информации о наименованиях других организаций и местах их нахождения на знаках маршрутного ориентирования?

Ответ: Деятельность организации по согласованному с ГИБДД размещению на знаках маршрутного ориентирования информации о наименованиях других организаций и местах их нахождения, притом что указанная информация отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, не подлежит переводу на ЕНВД.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

Как следует из ст. 346.27 НК РФ, под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона N 38-ФЗ. Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Из п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ следует, что настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, Минфин России в Письме от 15.12.2006 N 03-11-04/3/541 отметил, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ к рекламе не относится информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. При этом ГОСТ Р 52290-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 121-ст) предусмотрена установка информационных дорожных знаков, содержащих информацию о придорожных объектах (вокзалах, грузовых причалах, производственных и торговых предприятиях), объектах сервиса (мотелях, кемпингах, гостиницах, станциях технического обслуживания и т. п.), объектах туризма и спорта (музеях, исторических памятниках, памятниках архитектуры, дворцах спорта, стадионах, бассейнах, ипподромах, гребных каналах, автомобильно-спортивных трассах и т. п.).

Пленум ВАС РФ в п. 12 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" отметил: решая вопрос о том, является ли рекламой информация только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этими знаками, а соответствующие знаки - рекламными конструкциями, суды должны учитывать следующее.

В силу п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в частности, установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения.

Согласно п. 12 названного Положения ГИБДД предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.

Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТ Р 52290-2004.

Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной в абз. 1 настоящего пункта информации согласованы в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ не является рекламой.

По нашему мнению, указанную позицию Пленума ВАС РФ можно распространить и на рассматриваемую ситуацию.

Таким образом, размещение на знаке маршрутного ориентирования информации о наименованиях других организаций и местах их нахождения должно быть согласовано в установленном порядке с ГИБДД, а информация, размещенная на этих знаках, должна отвечать требованиям соответствующих ГОСТов. В данном случае указанная информация не будет являться рекламой. Следовательно, деятельность организации в рассматриваемом случае переводу на ЕНВД не подлежит.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

04.12.2012