Организация приняла на работу бывшего работника территориального управления Пенсионного фонда РФ в г. Москве (далее - УПФР в г. Москве), который в период прежней работы курировал вопросы организации камеральных и выездных проверок. При трудоустройстве работник сообщил, что не знает, приравнивалась ли занимаемая им ранее должность к должностям государственной или муниципальной службы. Обязана ли организация, в соответствии с ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, уведомить УПФР в г. Москве о приеме на работу их бывшего работника?
Ответ: Работники УПФР в г. Москве не являются ни государственными, ни муниципальными служащими, поэтому ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, по нашему мнению, применяться не должна. Следовательно, организация не обязана уведомлять УПФР в г. Москве о приеме на работу их бывшего работника, вне зависимости от того, какие вопросы он ранее курировал.
Обоснование: В силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Аналогичная норма закреплена в ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).
При этом согласно ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Аналогичная норма закреплена в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ.
С учетом изложенного обязанность сообщить о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего возлагается на работодателя. При этом удостовериться в том, являлся ли работник муниципальным или государственным служащим, организация должна:
- по сообщению от работника (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ);
- исходя из перечня должностей государственной или муниципальной службы, установленного нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Следовательно, если принятый работник не знает, приравнивается ли его прежняя должность к должностям государственной или муниципальной службы, то организации-работодателю следует обратиться к перечням соответствующих должностей, установленных нормативными актами.
В силу ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) и ст. 2 Закона N 58-ФЗ государственная гражданская служба подразделяется на:
- федеральную государственную гражданскую службу;
- государственную гражданскую службу субъектов РФ.
Перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". Однако в этом Перечне должности работников УПФР в г. Москве не упоминаются.
Должности государственной гражданской службы субъектов РФ учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 8 Закона N 79-ФЗ).
Перечень должностей государственной гражданской службы города Москвы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие города Москвы обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Мэра Москвы от 29.07.2009 N 49-УМ. Однако этим Перечнем работники управлений ПФР в Москве также предусмотрены.
Следовательно, работники УПФР в г. Москве государственными служащими не являются.
В силу ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25) муниципальный служащий - это гражданин, исполняющий в установленном порядке обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Реестры должностей муниципальной службы утверждаются законами субъекта РФ (ст. 6 Закона N 25).
При этом в силу ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" наниматель муниципального служащего - внутригородское муниципальное образование: муниципальный округ, городской округ, поселение (далее - муниципальное образование), от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
При этом в силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Выходит, что ПФР и его территориальные органы ПФР (в частности, УПФР в г. Москве) не имеют никого отношения к внутригородским муниципальным образованиям. Следовательно, должностные лица управлений ПФР в г. Москве в принципе не могут попасть в реестры должностей муниципальной службы субъекта РФ. Следовательно, работники УПФР по г. Москве не могут считаться муниципальными служащими.
Д. И.Шофман
ООО "ФондИнфо"
03.12.2012