Организация не сообщила территориальному органу ПФР, что ее юридический адрес не соответствует фактическому адресу местонахождения. Акт камеральной проверки отправлен ПФР заказным письмом по юридическому адресу организации. Территориальный орган ПФР, не убедившись в получении письма, приступил к процедуре рассмотрения материалов проверки. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки также было направлено по юридическому адресу организации

Правомерны ли действия территориального органа ПФР?

Ответ: Факт отсутствия организации по юридическому адресу не может лишать ее права на надлежащее извещение территориальным органом ПФР о времени и месте рассмотрения материалов проверки и на ознакомление с актом проведенной проверки.

Обоснование: Акт камеральной проверки

В силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю). Предусмотрено 3 способа вручения акта:

1. Лично под расписку.

2. Направление по почте заказным письмом (датой вручения акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма).

3. Передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В силу ч. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ территориальный орган ПФР вправе самостоятельно выбирать способ вручения акта проверки. Однако в праве такого выбора, по нашему мнению, есть ограничение.

Полагаем, что направлять акт проверки заказным письмом территориальные органы ПФР вправе только после того, как представитель организации лично подпишет этот акт или будет зафиксирован факт уклонения от подписания. Иными словами, до отправки заказного письма организация должна, как минимум, знать о наличии акта. По нашему мнению, это согласуется с положениями ч. 3 и 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ.

Под актом проверки должно стоять две подписи проверяемой организации: одна подпись - в соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона N 212-ФЗ (о том, что организация ознакомлена с актом проверки), вторая подпись - в соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ (о получении организацией второго экземпляра акта проверки).

Следовательно, прежде чем отправить акт по почте, территориальный орган ПФР должен представить акт организации (ее представителю) на подписание. Из этого правила есть исключение - воспользоваться почтой можно, если организация уклоняется от подписания акта. Но в этом случае в акте делается соответствующая запись (ч. 3 ст. 38 Закона N 212-ФЗ), которая фактически приравнивается к подписанию акта. При этом утверждать, что организация уклоняется от подписания акта, возможно, только если организация знает о его наличии. Следовательно, прежде чем направить акт проверки по почте, территориальные органы ПФР обязаны предпринять все возможные действия для того, чтобы у организации (ее уполномоченного представителя) была возможность подписать акт проверки, в частности направить ей заказные письма с уведомлением по всем известным адресам и удостовериться в их получении либо уклонении от получения.

Обратим внимание, что п. 3 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п (далее - Порядок N 114-п), предусмотрено, что заказное почтовое отправление - регистрируемое почтовое отправление, принимаемое без оценки стоимости вложения, с выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку.

При этом при отсутствии адресата по указанному адресу производится возврат неврученных почтовых отправлений в объектах почтовой связи места назначения по обратным адресам, указанным на этих отправлениях (п. 21.3 Порядка N 114-п).

Неврученные заказные письма Пенсионного фонда РФ оформляются ярлыком ф. 20 и направляются в территориальные органы ПФР (п. 21.1 Порядка N 114-п). Форма ярлыка ф. 20 предусматривает поле "Отсутствие адресата по указанному адресу" (Приложение N 18 к Порядку N 114-п).

Получается, что территориальный орган ПФР при возврате ему заказного письма узнает о том, что организация акт проверки не получила. Однако неполучение акта из-за отсутствия по юридическому адресу, по нашему мнению, не является основанием для признания обязанности территориального органа ПФР по вручению акта исполненной.

За территориальными органами ПФР закреплена обязанность по извещению организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки - ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ.

Частью 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что организация вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка представителя организации не является препятствием для рассмотрения материалов проверки только в том случае, если организация была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Таким образом, до вынесения какого-либо решения по материалам проверки должностные лица территориального органа ПФР обязаны убедиться, что организация знает о рассмотрении материалов по акту проверки.

Более того, должностные лица территориального органа ПФР должны не просто направить извещение о времени и месте рассмотрения материалов, но и убедиться, что документы были получены. В отдельных случаях суд может потребовать должностных лиц территориального органа ПФР представить такие документы в качестве доказательства надлежащего извещения (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2012 N А56-14030/2011).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

03.12.2012