Поступившая 06.11.2012 (зарегистрирована в этот же день) в территориальный орган ФАС России жалоба организации - участника конкурса на действия конкурсной комиссии передана на следующий день в другой территориальный орган по подведомственности (копия жалобы направлена факсимильной связью). Поступившая по подведомственности копия жалобы зарегистрирована 08.11.2012. При этом направленный оригинал жалобы с приложением соответствующий территориальный орган получил только 15.11.2012. Соблюден ли заявителем в настоящем случае установленный срок подачи жалобы (протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе был размещен на официальном сайте 26.10.2012)?

Ответ: Установленный срок подачи жалобы ее заявителем соблюден: жалоба подана в последний день срока.

Обоснование: В силу ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся.

По истечении указанных в ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

А если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Трудового кодекса РФ при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Учитывая названные положения, правила ГК РФ относительно порядка исчисления сроков следует применять и к рассматриваемой в вопросе ситуации: следовательно, жалобу, поступившую в первый территориальный орган ФАС России 06.11.2012, следует признать поданной с соблюдением срока (начало течения десятидневного срока приходится на 27.10.2012, окончание - на 05.11.2012, то есть нерабочий день, в связи с чем днем окончания срока признаем 06.11.2012).

Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент), вступивший в силу 09.09.2012.

Как предусматривает п. 1.2 Регламента, указанный документ определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России и ее территориальных органов и порядок взаимодействия между ними при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

Как следует из п. 3.12 Регламента, в случае подачи участником размещения заказа в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе (за исключением п. 3.14 Регламента), такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган, при этом копия жалобы направляется факсимильной связью или электронной почтой не позднее следующего рабочего дня после дня поступления жалобы.

Поступившая в ФАС России или территориальный орган по электронной почте или факсу копия жалобы, направленная по принадлежности, подлежит регистрации в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Оригинал жалобы, а также все имеющиеся приложения направляются в ФАС России или соответствующий территориальный орган по почте.

Датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контролирующем органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству (п. 2.16 Регламента).

При это в силу п. 3.20 Регламента, в случае если жалоба передана в контролирующий орган для рассмотрения по подведомственности, днем поступления жалобы считается день поступления жалобы в контролирующий орган, в который такая жалоба была подана участником размещения заказа изначально.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации днем поступления жалобы следует считать 06.11.2012, а саму жалобу - поданной в надлежащий срок.

Необходимо дополнительно отметить, что иной порядок подачи жалобы (если бы десятидневный срок ставился в зависимость от момента получения территориальным органом копии жалобы или оригинала жалобы по почте по подведомственности, а не от первоначальной даты ее поступления) мог бы нарушить право заинтересованного лица на обжалование: либо уменьшить шансы на подачу жалобы в срок, либо вовсе лишить его такой возможности.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

30.11.2012