О заключении и оплате государственного контракта на проведение диспансеризации сотрудников таможенных органов с негосударственными медицинскими учреждениями; о применении КОСГУ в отношении расходов на оплату указанного государственного контракта; о последствиях нарушения требований при заключении указанного государственного контракта и просрочки исполнения обязательства по нему

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 ноября 2012 г. N 02-11-08/4947

Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России (далее - Департамент) рассмотрел обращение НМУ о проведении диспансеризации сотрудников таможни и сообщает следующее.

Пунктом 6 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено положение об установлении дополнительных гарантий гражданам Российской Федерации в форме обязательного проведения медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 114-ФЗ имеет дату 21.07.1997, а не 21.06.1997.

Согласно абз. 2 ст. 45 Федерального закона от 21.06.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Закон о таможенной службе) сотрудники таможенных органов ежегодно проходят диспансеризацию.

В соответствии со ст. 45 Закона о таможенной службе сотрудники таможенных органов имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов. В случае отсутствия по месту службы или месту жительства сотрудников таможенных органов учреждений здравоохранения системы таможенных органов, соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь указанным сотрудникам оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, предусмотренном территориальной программой обязательного медицинского страхования. При оказании сотрудникам таможенных органов медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, превышающем объем, предусмотренный территориальной программой обязательного медицинского страхования, расходы на оказание медицинской помощи возмещаются Федеральной таможенной службой.

Таким образом, учитывая, что в городе отсутствуют учреждения здравоохранения системы таможенных органов и учреждения государственной системы здравоохранения, а имеющиеся учреждения муниципальной системы здравоохранения не обладают необходимым штатом работников для проведения диспансеризации, по мнению Департамента, сотрудники таможенных органов вправе получить медицинские услуги по проведению диспансеризации в негосударственных медицинских учреждениях.

При этом следует учесть нормы ст. 45 Закона о таможенной службе, устанавливающие, что медицинская помощь сотрудникам таможенных органов, оказываемая не в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов, осуществляется в объеме, предусмотренном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

В этой связи размещение заказов на оказание услуг по проведению диспансеризации сотрудников таможенных органов негосударственными медицинскими учреждениями должно осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).

Статьей 10 Федерального закона N 94-ФЗ установлены способы размещения заказа на основе конкурентных процедур (конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме) и без проведения торгов (запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). При этом решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р.

Согласно положениям п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса с учетом положений п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Нарушение казенным учреждением вышеуказанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Расходы на оплату государственного контракта, предметом которого является проведение диспансеризации в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" статьи 220 "Оплата работ, услуг" группы 200 "Расходы" классификации операций сектора государственного управления.

Просрочка исполнения государственным заказчиком обязательства по государственному контракту может повлечь оплату неустойки (штрафа, пеней) в соответствии с положениями ч. 9 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ по требованию поставщика (исполнителя, подрядчика).

Дополнительно необходимо отметить, что исходя из положений ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Директор

Департамента бюджетной политики

и методологии

С. В.РОМАНОВ

29.11.2012