При заполнении декларации по налогу на прибыль за 2012 г. организация уменьшила налоговую базу на убыток 2007 г. При этом в 2009 г. проводилась выездная налоговая проверка и к сумме убытка у налоговых инспекторов не было претензий, о чем свидетельствует акт налоговой проверки. Как долго нужно хранить первичные документы, подтверждающие сумму убытка, образовавшуюся в 2007 г.?

Ответ: По мнению Минфина России, первичные документы нужно хранить в течение всего срока уменьшения налоговой базы на суммы ранее полученных убытков. Однако, если первичные документы организация не может представить, правомерность уменьшения прибыли на убытки прошлых лет она может оспорить в суде.

Обоснование: На основании п. 4 ст. 283 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. При этом НК РФ не поясняет, какие именно должны быть документы, подтверждающие убытки.

По мнению контролирующих ведомств, организация обязана хранить именно первичные документы, подтверждающие финансовый результат деятельности организации (Письма Минфина России от 25.05.2012 N 03-03-06/1/278, от 23.04.2009 N 03-03-06/1/276). Также, по мнению Минфина России, налоговое законодательство не предусматривает прекращения указанной обязанности по хранению документов после проведения налоговой проверки.

Однако судебная практика по данному вопросу не так однозначна.

Есть судебные решения, солидарные с Минфином России. В частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 25.01.2012 N А12-5807/2011 судьи не приняли во внимание представленные организацией декларацию и акт выездной налоговой проверки за период, в котором образовался убыток, так как таких документов недостаточно.

Но есть решения, поддерживающие налогоплательщика (Постановления ФАС Московского округа от 22.11.2011 N А40-9620/11-140-41, ФАС Уральского округа от 01.06.2011 N Ф09-2789/11-С3). Суды указали, что уменьшать налоговую базу отчетного периода можно на суммы убытка прошлых периодов и без первичных документов. Достаточно того, что налоговая инспекция ранее проверила период, в котором образовался убыток, и его сумма зафиксирована в бухгалтерских и налоговых отчетных документах.

Таким образом, по мнению Минфина России, первичные документы нужно хранить в течение всего срока уменьшения налоговой базы на суммы ранее полученных убытков. Однако, если первичные документы организация не может представить, правомерность уменьшения прибыли на убытки прошлых лет она может оспорить в суде, тем более что данный период уже проверялся налоговыми органами ранее на выездной проверке.

Е. В.Мельникова

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

29.11.2012