Обязательны ли покупателю договоры для документального подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов на разовые закупки товаров (работ, услуг) на основании счетов поставщиков (исполнителей)?

Ответ: По нашему мнению, для документального подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов на разовые закупки товаров (работ, услуг) на основании счетов поставщиков (исполнителей) договоры покупателю необязательны, так как для подтверждения расходов требуются первичные документы (например, накладные, акты приема-передачи товаров (работ, услуг), авансовые отчеты и платежные документы (поручения, кассовые чеки, квитанции).

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Статьей 313 НК РФ установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Договором же оформляются не совершаемые хозяйственные операции, а намерения (права и обязанности) совершить хозяйственные операции после его заключения. Следовательно, по нашему мнению, договор не является первичным учетным документом, однако он является одним из оснований для совершения хозяйственных операций.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации для документального подтверждения в налоговом учете расходов на разовые закупки товаров (работ, услуг) на основании счетов поставщиков (исполнителей) договоры покупателю необязательны, достаточно накладных, актов приема-передачи товаров (работ, услуг), авансовых отчетов и платежных документов (поручений, кассовых чеков, квитанций).

С. М.Лазутин

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

29.11.2012